Home » Отечественный автопром » Отечественный автопром возвращается на Кубу

Отечественный автопром возвращается на Кубу

Петербургский завод Nissan может начать экспорт в страны Латинской Америки, в том числе в Мексику и на Кубу, рассказал источник, близкий к компании. В последней ему придется конкурировать не только с другими современными иномарками, но и с советскими «Москвичами» и «копейками», которые до сих пор в ходу в этой стране.

Отечественный автопром возвращается на Кубу

Поставки продукции на внешние рынки — одно из перспективных направлений, которые помогут российскому автопрому пережить кризис. Такое мнение высказал в ходе форума AutoInvest 2016 вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан.

В ходе последующей дискуссии чиновник дал понять, что речь не о каком-то новшестве с сомнительными перспективами, а об обращении к историческому опыту. «Когда я приехал на Кубу и заказал такси, приехал советский «Москвич». Он был раскрашен в характерный (для этой страны. — Прим. ред.) яркий цвет, и надо сказать, что он был в отличном состоянии», –  подчеркнул Сергей Мовчан.

Как стало известно «Фонтанке», игроки рынка уже вдохновились примером советских предшественников. Так, петербургский завод Nissan сейчас рассматривает возможность начать экспорт своей продукции в страны Латинской Америки, рассказал источник на рынке.  

По его словам, речь может идти о моделях Qashqai и X-trail, а в число стран, к которым компания проявляет интерес, входят как раз Мексика и Куба. Производитель также рассматривает Ближний Восток – ОАЭ, Оман, Бахрейн, Кувейт и особенно Иран.  

Руководитель предприятия Дмитрий Михайлов подтвердил намерение начать поставки в страны дальнего зарубежья, но отказался озвучить конкретные планы. По его словам, сейчас компания обсуждает с чиновниками компенсацию связанных с экспортом затрат. «Речь идет о поддержке в первые два года, нам нужен входной билет», –  подчеркнул он.

Директор по сопровождению экспортных проектов АО «Российский экспортный центр» Константин Евстюхин подтвердил, что сейчас перспективные направления экспорта с его компанией обсуждают шесть российских производителей, и среди них есть одно петербургское предприятие. Какое именно, топ-менеджер не уточнил, однако отметил, что это не Hyundai, который уже в прошлом году начал поставки в Египет и Иран.

Кто куда?

В начале 2015 года правительство РФ сообщило о том, что будет возмещать экспортерам часть расходов на логистику из федерального бюджета. Аналогичные меры поддержки на региональном уровне рассматривает и Смольный. Соответствующие корректировки в бюджет могут быть внесены уже в мае, ранее сообщал глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.

Среди перспективных направлений для экспорта готовых российских автомобилей и компонентов Константин Евстюхин помимо Латинской Америки называет Юго-Восточную Азию (Вьетнам, Индию), а также Ближний Восток (Иран, Алжир и Египет). По оценке эксперта, затраты на доставку одного автомобиля из Петербурга в эти страны могут варьироваться от 300 до 3000 евро в зависимости от плеча доставки. Но российское «плечо», которое реально компенсировать за счет субсидий, может достигать 50 – 60% этой суммы.

Однако пока участники рынка относятся к экспортной теме осторожно.

Так, корейская Hyundai в прошлом году отправила 2,5 тыс. автомобилей в Египет и Ливан, что составило 1,6% от общего количества машин, сошедших с ее конвейера. Однако суммарные объемы выпуска завода, несмотря на это, сократились. При этом основную долю в импорте (73%) продолжают занимать поставки в Казахстан. Впрочем, в этом году они могут сократиться из-за введенного этой страной утилизационного сбора, рассказал в ходе форума AutoInvest 2016 глава петербургского предприятия Чой Донг Ель. По его словам, компания рассматривает выход на новые рынки. «Но расширение географии не обязательно означает увеличение объемов», –  подчеркнул он.

Вице-президент «Форд-Соллерс» Адиль Ширинов сообщил, что пока завод во Всеволожске экспортирует продукцию в Казахстан. «Конечно, мы имеем планы развития экспорта и в ближнем, и в дальнем зарубежье, но важно понимать, что это не решит проблему сокращения внутреннего спроса», –  отметил он. Также топ-менеджер подчеркнул, что считает более перспективным экспорт не готовых машин, а компонентов. «В электронику, конечно, лезть не надо, но нефтехимия и металлопродукция – это вполне реально», – сказал он.

В Toyota на запрос «Фонтанки» к моменту публикации не ответили.

Тормозить развитие экспорта может не только дороговизна логистики, говорит Константин Евстюхин. В частности, при выборе направления следует учитывать установленные в конкретной стране пошлины для экспортеров и наличие опыта поставок других заводов  группы. «Если поставки уже велись заводами, расположенными в других странах, нашему предприятию не нужно решать вопросы, связанные с сертификацией. С другой стороны, вряд ли удастся отгрузить большие партии, поскольку здесь речь о перераспределении объемов внутри группы», – пояснил он.

Как советские машины покоряли Кубу

К активному завоеванию внешних рынков советский автопром приступил в конце 50-х годов.  Для этого была создана специальная структура под названием «Автоэкспорт». Примечательно, что, как и в современной истории, одна из первых партий отправилась в Египет (тогда – Объединенную Арабскую Республику). Позднее были освоены и другие рынки Ближнего Востока – Иран, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания и Йемен.  

В 1959 году генсек КПСС Никита Хрущев обещал начать поставку советских автомобилей в США, однако реализовать эти планы не удалось. Не вышло и закрепиться в Мексике: поставки туда шли, но в незначительных объемах. Зато советские автомобили –  «Москвичи» и «Жигули» – пришлись по вкусу кубинцам: по данным Министерства внешней торговли СССР, с 1960 по 1990 год в эту страну было экспортировано примерно 133 тыс. советских автомобилей.

При этом машины подвергались модификации: например, с них снимали обогреватели, ненужные в жарком климате, зато оборудовали кондиционерами.

Многие из этих авто по-прежнему в ходу, хотя их владельцы и испытывают проблемы с аутентичными запчастями. Так, некоторое время назад в прессе появилась история о кубинце  Фабиане Захарове, кубинце с русскими корнями, который открыл в пригороде Майами магазин, снабжающий жителей Кубы компонентами для старых «Жигулей» и «Москвичей».

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

http://spbvoditel.ru/2016/02/26/010/

Добавить комментарий