Home » Космос » Россия ищет выход из космического тупика

Страна утратила лидерство в области запусков ракет-носителей

В 2016 г. Россия утратила мировое лидерство в области пусков космических ракет-носителей. Как заявил замглавы госкорпорации «Роскосмос» Александр Иванов, в этом году впервые у нас будет меньше пусков, чем у китайцев и американцев. «Свободная пресса» напоминает, что с 2003 года Россия занимала первое место по количеству космических пусков: в 2015 году из 87 стартов ракет-носителей космического назначения 29 были российскими, 20 — США, 19 — Китая (в 2016-м –18, 19 и 19 соответственно).

Россия ищет выход из космического тупика

Сокращение пусков произошло по нескольким причинам. «Роскосмос» прекратил запуски в интересах Федеральной космической программы и создания орбитальных группировок в будущем. Кроме того, на запуски спутников связи нет заказов ни от ФГУП «Космическая связь», ни от «Газпром — космические системы» ни в этом, ни в следующем году.

При общем объеме международного рынка космических услуг в $300-400 миллиардов  на пусковые услуги — запуск спутников с помощью ракет — приходится всего 2% рынка. Поэтому нет причин для особой гордости лидерством России по запускам, составляющем 0,7–1% рынка. Впрочем, в других секторах космического рынка — например, телекоммуникационном — Россия занимает еще меньшую долю.

Чтобы быть оператором каких-либо космических услуг, необходимо иметь собственные спутники. В этой области Россия имеет большие проблемы из-за отставания отечественной  микроэлектронной промышленности от мирового уровня. По данным «Свободной прессы», в «докризисных» российских спутниках гражданского назначения доля иностранных комплектующих составляла 70–90%. Введение санкций означало для многих проектов в области военного и гражданского спутникостроения отсутствие комплектующих и непонятные сроки окончания работ.

Как видно, роль «космического извозчика» досталась нам не от хорошей жизни. Но и здесь нас теснят конкуренты. В 2015 году произошло несколько громких аварий с отечественными космическими аппаратами — был потерян транспортный корабль «Прогресс» с грузами для космонавтов, из-за аварии ракеты «Протон» пропал мексиканский спутник. Между тем стоимость самих запусков растет — в 2013 году пуск «Протона-М» подорожал до $100 миллионов, что сделало его немногим дешевле пуска европейской Ariane-5 и американской Delta-4. При этом компания американского миллиардера и изобретателя Илона Маска SpaceX обещает запуски тяжелой ракеты Falcon Heavy по цене $90 миллионов.  А частная американская компания Blue Origin Джеффри Безоса смогла первой в истории посадить после запуска всю ракету целиком.

Российские космические перевозки продолжают базироваться на старых достижениях. Ракете «Протон» исполнился 51 год, и она будет летать минимум до 2025 года. Ракета Р-7, на которой отправился в космос Юрий Гагарин, также продолжает трудовую вахту в виде ракеты «Союз». Новых ракет у России просто нет.

В области межпланетных проектов мы также не преуспели со времен советского проекта «Фобос» 1988 года. При этом с 2012 года на Марсе работает американский марсоход Curiosity. Автоматическая американская станция New Horizons передает на Землю фотографии Плутона, следуя за «Вояджерами», которые достигли границы Солнечной системы. А европейский космический аппарат Philae впервые в мире сел на комету.

Гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, Павел Пушкин рассказывает «Свободной прессе», что из-за серии аварий ракет «Протон» было подорвано  доверие иностранных заказчиков к российской ракетно-космической технике. Если честь, что от заключения контракта до пуска проходит 2-3 года, сейчас мы как раз пожинаем плоды неудач с «Протоном», считает конструктор. По его данным, уже в 2017 году запланировано значительно больше пусков, что вернет России лавры главного «космического извозчика».

Летчик-космонавт, командир отряда космонавтов РКК «Энергия», Герой России Юрий Усачев считает, что даже просев в межпланетных исследованиях, по остальным позициям Россия выглядит неплохо. Мы бесспорные лидеры в области пилотируемой космонавтики, наша ракета «Союз» — лучшее на сегодня транспортное средство для доставки людей в космос, настоящий бренд России, наряду с автоматом Калашникова, сказал космонавт.

Однако отсутствие у страны долгосрочной, осознанной программы освоения космоса не позволяет говорить о выходе из космического тупика. Как справедливо заметил Юрий Усачев, мы шарахаемся из стороны в сторону – то делаем корабль для орбиты, то для Луны, то для Марса. Но совсем не понимаем, для чего туда лететь.

Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

https://utro.ru/articles/2016/11/30/1306842.shtml

Добавить комментарий