Home » В России » Производителям грузовиков придется работать на экспорт

Производителям грузовиков придется работать на экспорт

В 2016 году в сегменте коммерческого автомобилестроения прогнозируют еще более заметное падение спроса внутри России — выживут лишь те игроки, которые смогут выпускать грузовики на экспорт

Производителям грузовиков придется работать на экспорт
По итогам 11 месяцев 2015 года, как показывает статистика аналитического агентства «Автостат», на заводах России были выпущены 116 тысяч коммерческих автомобилей, что на 16,2% ниже показателя годичной давности, когда объем производства достигал 138 тысяч.

По данным агентства «Автостат», по итогам 11 месяцев объем российского рынка новых грузовых автомобилей (без учета сегмента LCV) составил 45,4 тысячи, что соответствует падению в 42,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ноябре продано 4,1 тысячи новых машин, что на 32% меньше, чем в ноябре 2014 года, сообщили Gudok.ru в аналитическом агентстве “Автостат”.

Как показывает статистика продаж, покупатели чаще выбирают продукцию “КамАЗа”, Группы “ГАЗ” и  ISUZU. Эти производители занимают больше половины рынка во всех сегментах в 2015 году.

“КамАЗ” за январь — ноябрь 2015 года реализовал 15,2 тысяч машин, пояснили Gudok.ru в агентстве “Автостат Инфо”. Это на 8,6 тыс. машин или 36,1% меньше, чем за январь — ноябрь 2014 года. В ноябре 2015 года автогигант имел долю продаж в 40%. Годом ранее было 30,2%.

Под маркой “ГАЗ” в январе — ноябре продано 7,1 тыс. машин, что на 2,1 тыс штук или 23,2% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.

ISUZU за январь — ноябрь 2015 года продал 2,2 тысячи машин, увеличив продажи с отметки 2 тыс единиц за аналогичный период 2014 года. ISUZU стала единственной маркой в списке топ-30, кто нарастил продажи в 2015 году — прирост составил 6,3%. В абсолютном выражении это 127 штук. Доля продаж в ноябре составила 6,8% (3,8% в ноябре 2014 года).

Как пояснили Gudok.ru в агентстве “Автостат Инфо”, совокупный парк грузовых машин в России в 2015 году также в основном сформирован из продукции концерна “КамАЗ” и Группы “ГАЗ”. На третьем месте с существенным отставанием — грузовики «МАЗ». Автомобили, выпущенные на заводах группы “ГАЗ”, составляют 24% от совокупного автопарка — 744,7 тысяч штук. Грузовики “КамАЗ” составляют 23,6% от общего числа коммерческих машин — 733,7 тыс. штук. “МАЗов” по дорогам России ездит 216,1 тысяч штук или 7%.

“Уралов” в России — 3,9% грузовиков или 121 тыс. 623 машин, Volvo — 2,6% или 81 тыс. 775, MAN — 2,5% или 77 тыс. 846, ISUZU — 2,2% или 68 тыс. 692, FUSO — 2,1% или 65 тыс. 855, Scania — 2,1% или 64 тыс. 888 штук. У Mercedec — 1,9% или 58 тыс. 872 штук. У остальных марок доля парка не превышает 1,4%.

За последние 6 месяцев — с июня по ноябрь — чаще всего покупали “КамАЗ” на шасси “65115 6X4”. Этой модели продано 2 тыс. 219 штук. На втором месте “GAZON NEXT” — 1 тыс. 982 штуки. На третьем — “КамАЗ” на шасси “43118 6X6” — 1 тыс. 692. В пятерку входит еще одна модель “КамАЗа” — “6520 6X4” — 1 тыс. 072 штуки и “ISUZU NQR” — 687 штук.

Фургон “GAZON NEXT” и “ISUZU NQR” — это среднетоннажные грузовики с массой 8,7 тонн и 9,5 тонн соответственно. За последние полгода продажи “ISUZU NQR” росли — с 59 штук в июне до 162 в ноябре, а “GAZON NEXT” падали — с 435 до 289.

Продажи грузовиков падают третий год подряд: 109,3 тыс. — в 2013 году, 81,5 тыс. — в 2014 году. Во время прошлого кризиса минимум составлял 119,8 тыс. Тогда падение было только на протяжении одного — 2009 года. Потенциал у российского рынка десятикратный относительного показателя нынешнего года — например, в 2012 было продано 357,7 тыс. машин, в 2008 году 430,3 тыс. При этом, если не учитывать кризисные годы, то производство и продажи грузовиков в России за последние 10 лет всегда находились в положительной динамике.

Среди основных трендов автомобильного производства, которые мы увидим в 2016-м году, это оптимизация производственных процессов, в том числе путем сокращения штатов, плавное повышение цен, поиск компромиссов с поставщиками, вывод на рынок новых моделей, попытки увеличения экспорта и тотальная зависимость от господдержки.

В пресс-службе «Группы ГАЗ» Gudok.ru сообщили, что сильнее всего на ситуацию в отрасли производства коммерческого автотранспорта повлиял рост стоимости импортных комплектующих вследствие девальвации рубля, а также рост стоимости материалов и энергоносителей. Из-за роста ставки ЦБ выросла стоимость кредитов для всей цепочки – поставщиков автокомплектующих, производителей и потребителей. «Недоступность кредитов и низкие инвестиционные возможности малого и среднего бизнеса продолжают негативно влиять на рыночный спрос», — пояснили изданию в PR-департаменте управляющей компании «Группы ГАЗ» .

Дальнейшее развитие модельного ряда «Группы ГАЗ» будет связано с выходом в новые сегменты как по грузоподъемности, так и по функциональности, а также с расширением линейки спецтехники. В 2016 году планируется расширить модельный ряд за счет автомобилей семейства NEXT на газовом топливе.

«КамАЗ», согласно утвержденному 16 декабря бизнес-плану, намерен реализовать в 2016 году 32 тыс. автомобилей, из них 25 тыс. в России. “2016 год будет для нас не менее трудным, чем нынешний”, — отметил гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. В “КамАЗе” ожидают увеличения продаж за счет оживления рынка. Маркетологи компании планируют, что в 2016 году реализация грузовых автомобилей в целом в России составит 40 тыс. единиц. С 2017 года они прогнозируют рост — 51 тыс. и 62 тыс. в 2018 году. Доля «КамАЗа» на российском рынке по количеству поставленных на учет автомобилей, по их прогнозам, будет расти. В 2016 году она может составить 55%, в 2017 году — 56%, в 2018 году — 57%.

Состояние отрасли демонстрируют показатели брендов, недавно вышедших на отечественный рынок. Компания «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн», производитель средне- и крупнотоннажной техники, сообщила Gudok.ru, что в 2015 году продажи сократились до минимальных объемов. По данным “Автостат Инфо” в январе – ноябре продано 28 грузовиков бренда BAW. За аналогичный период 2014 года удалось продать 389 машин. Компания зафиксировала рекордное падение продаж из топ-30 брендов — 92,8%. По состоянию на июнь 2015 года парк грузовиков BAW в России составляет 890 штук.

Производственный план на 2016 год представитель компании — начальник отдела маркетинга и рекламы компании Павел Виклейн – раскрыть не смог, но сообщил, что завод совместно с банком-партнером будет предлагать покупателям кредитные программы и постарается выйти на оптовых покупателей из госструктур. В числе приоритетных регионов для сбыта он назвал Урал и Поволжье. «Россия – огромная страна, поэтому пока будем работать в России, тем более к нам уже обращаются некоторые компании, которые потеряли дилерство GM», — сказал он. BAW занимается модернизацией производства и увеличением локализации, но испытывает финансовые трудности. «Думаю, что 2016 год для нас и для других производителей коммерческой техники будет ни чуть не лучше, если не хуже этого года. Замкнутый круг – для развития (в том числе и импортозамещения) нужны инвестиции, а в условиях стагнации рынка их нет», – сказал Виклейн.

«У определяющих общую погоду на рынке отечественных производителей «Группы ГАЗ» (LCV и MCV бренда «ГАЗ» и HCV бренда «Урал») и «КамАЗ» (MCV и HCV брендов «КамАЗ» и «НефАЗ») дела неважные, несмотря на благоприятствующий фон в виде девальвации, стимулирующих госпрограмм по утилизации, льготным кредитам и лизингу», — прокомментировал итоги года эксперт ООО «Автостат Инфо» Александр Климнов.

Так, по линейке малотоннажных коммерческих автомобилей «Газель» снижение производства за 11 месяцев 2015 года превысило 34% по сравнению с январем-ноябрем 2014 года — до 34,5 тыс. единиц, по среднетоннажникам — почти на четверть (-23,2%) до 7,1 тыс., по HCV «Урал» (-38%) до 1,8 тыс.

У продукции «КамАЗа» падение производства составило 36,1% до 15,2 тыс. Отсюда и общее снижение выпуска грузовых автомобилей в 2015 году по LCV — на 36-37% до 79-80 тыс., в том числе по российским маркам на 25% до 54-55 тыс., а по сегменту MCV+HCV -минус 44-45% до 46-47 тыс., в том числе для российских марок -36-38% до 29-30 тыс., объяснил Климнов.

Спад по сегменту «Лёгкий коммерческий автомобиль» (LCV) за 11 месяцев составил 36% (42,7 тыс. автомобилей), по объединенному сегменту среднетоннажных (MCV) и тяжелых (HCV) грузовиков -45,3% (34,6 тыс. машин), сообщило агентство “Автостат Инфо”.

Европейская «Большая семерка» — DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania и Volvo — потеряла 58,2% (10,2 тыс. штук). «Результаты 2015 года достаточно удручающие», — прокомментировал итоги года Климнов.

Чем модель более грузоподъемная — тем хуже для нее конъюнктура, объяснил Климнов. Большегрузные машины часто продавались в кредит или в лизинг, но сейчас сами по себе эти финансовые продукты стали дороже.

Больше других во всех сегментах пострадали грузовые иномарки, рассказал Климнов. На них сказался введенный летом 2014 года запрет на покупку государственными и муниципальными структурами автомобилей иностранного производства. При этом пострадали даже локализованные производители, такие как Iveco-АМТ и Volvo-Renault. Последний запустил в конце 2014 года на заводе в Калуге цех по изготовлению кабин, но в начале 2015 года остановил производство. Ульяновское СП «БАУ-РУС Мотор Корпорейшн» осенью устроило ребрендинг, но реальный перезапуск производства (на полностью локализованных агрегатах кроме кабины) перенесло на 2016 год. СП «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ» в Ульяновске смогло перезапустить производство и осталось на прошлогоднем уровне выпуска продукции. Другой производитель из группы Sollers — Ульяновский автозавод — за 11 месяцев получил прирост на 5,6%, в том числе за счет госзакупок. СП «ФОРД СОЛЛЕРС ЕЛАБУГА» сократило сборку LCV более, чем вполовину. К концу года продажи начали восстанавливаться за счет начала выпуска нового поколения Ford Transit.

“В 2016 году производство грузовых автомобилей в России, скорее всего, продолжит сокращение. Это связано с общим снижением российского автомобильного рынка, которое затрагивает все его сегменты”, — считает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. По его мнению, надежду российским производителям могут дать новые экспортные рынки сбыта.

На российском автомобильном рынке в 2016 году сохранится нестабильная экономическая ситуация, подтвердила Gudok.ru PR-менеджер компании Sollers Екатерина Калинская и пояснила, что завод не дает прогнозы по объемам производства и продаж своей продукции (Sollers производит под маркой “УАЗ” фургоны грузоподъемностью от 1 тонны).

В 2016 году ключевыми тенденциями станут повышение локализации и усиление экспорта, считает Климнов. «Автостат Инфо» прогнозирует, что по оптимистическому сценарию падение сегмента LCV составит на 5-13% до 70-76 тыс. штук, по сегментам MCV+HCV — на 11-20% до 38,5-42,5 тыс. штук. Климнов предполагает, что 2016 год будет тяжелее 2015 года, хотя из-за низкой базы показатели будут не такими обвальными. «Возможно, именно 2016 год станет тем самым «дном» с которого начнется возрождение как рынка, так и отечественного автопрома», — сказала он.

«В 2015 году в условиях падения экономики и девальвации рубля спрос на грузовики иностранного производства снижался быстрее, чем на грузовики российского производства, что позволило последним увеличить свою долю рынка, — высказал мнение старший инвестиционный аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик. — В следующем году мы не ожидаем восстановления российского рынка грузовиков, тогда как «слабый рубль» может оказать поддержку проектам экспортных продаж в страны дальнего зарубежья».

Николай Логинов

http://www.gudok.ru/analytics/?ID=1324669

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*