Если компания окончательно решится, в случае строительства завода аналитики ей сулят льготы от российских властей
Компания Volvo Cars может начать производство легковых автомобилей на территории России. Сейчас аналитики шведской компании (входит в китайский автоконцерн Geely, которому в 2010 году корпорация Ford продала Volvo) просчитывают все нюансы подобного хода. Об этом «Известиям» рассказали в руководстве российского подразделения компании.
В случае положительного решения сборку Volvo могут наладить на «Автоторе» или ГАЗе — на мощностях, освободившихся от моделей General Motors. Аналитики полагают, что в сложившейся вокруг России международной политической ситуации шведы смогут добиться от правительства выгодных условий, что станет положительным сигналом для других иностранных инвесторов. Производитель грузовиков Volvo Trucks, разошедшийся с легковым подразделением еще в 1999 году, собирает машины под Калугой с 2009 года.
— Сейчас мы готовим экономическое обоснование относительно производства автомобилей на территории России. И этот вопрос рассматривается очень серьезно, — рассказал «Известиям» президент российского представительства Volvo Cars Майкл Мальмстен.
По словам собеседника издания, в качестве одного из вариантов решения этой задачи может быть контрактная сборка по договоренности с российским производителем. Однако Мальмстен подчеркнул, что каких-либо готовых решений пока нет и от разглашения деталей гипотетической сделки воздержался. В то же время собеседник отметил, что ввозные пошлины и снижение курса рубля относительно других валют создают довольно большие трудности для бизнеса чистых импортеров в России. Впрочем, говоря о показателях российского направления, Мальмстен отметил, что местный бизнес Volvo в этом плане не убыточен.
— У нас маленькая маржа, я бы сказал, тонкая. Но логистические затраты и цена закупки автомобилей с завода в Швеции не изменились, в том смысле, что головное предприятие нас не дотирует, — продолжил Мальмстен. — От лица Volvo хочу сказать, что мы не собираемся уходить из России. Мы здесь и собираемся перенести все невзгоды, которые выпали или выпадут в ближайшее время.
Если Volvo всё же решится на производство в России, то мощности конвейерной линии могут составить до 30 тыс. машин в год, на это косвенно указал сам собеседник.
— Мы надеемся, что в этом году сможем продать около 10 тыс. автомобилей Volvo. Но при нормальном рынке я бы сказал, что реализация 30 тыс. машин для Volvo в России — это вполне реальный результат, — выразил уверенность глава представительства.
Число компаний, которые могли бы принять контрактную сборку Volvo в России, невысоко. Наиболее вероятные претенденты — ГАЗ и «Автотор», у которых недозагружены достаточно обширные мощности. Оба предприятия смогут задействовать конвейерные линии, освободившиеся из-под ограничившего присутствие в России американского концерна General Motors.
В «Автоторе» положительно оценили возможность появления нового партнера.
— Мы открыты к любым предложениям, которые нацелены на развитие производства, повышение локализации, создание новых рабочих мест и решение стратегически важных для экономики региона задач, — сообщила директор по связям с общественностью «Автотора» Олеся Казарина.
Калининградский завод «Автотор» имеет сборочные мощности до 250 тыс. машин в год, из них примерно 130 тыс. приходилось на выпуск различных моделей GM (Opel, Chevrolet, Cadillac). 1 апреля 2016 года в Калининграде прекращает действие режим особой экономической зоны, который позволяет беспошлинно ввозить сырье и комплектующие для производства товаров. В правительстве России по инициативе калининградских властей прорабатывается возможность решения проблемы таможенных пошлин для производственных предприятий Калининградской области. На даже если это решение не будет принято, то на этот случай «Автотор» сможет подстраховаться «спящим» соглашением о промышленной сборке. Это соглашение было получено в 2005 году, но «Автотор» предпочел не использовать постановление, предполагающее помимо таможенных льгот и обязательства поэтапного углубления локализации и создания отдельных заводов по выпуск моторов и коробок передач.
В Группе ГАЗ отметили, что у компании есть «мощности, развитая инфраструктура, квалифицированный персонал и наработанный опыт для того, чтобы организовать на предприятии производство машин любого мирового автомобильного бренда». Представитель ГАЗа отказался комментировать вопрос о том, планируется ли сотрудничество с Volvo. «Джиэмовские» мощности на нижегородском заводе группы составляют 30 тыс. машин в год. Сейчас там всё еще выпускается модель Chevrolet Aveo. Контракт подписан до конца 2016 года, и газовцы пока не раскрывают сроков завершения производства Chevrolet.
Еще одним вариантом решения для Volvo может быть строительство собственного завода с нуля, но целесообразность подобных инвестиций всегда увязывается с таможенными послаблениями, которые производители получают при промсборке. Однако Россия больше не может расширять круг участников постановления.
— В соответствии с обязательствами РФ перед Всемирной торговой организацией с 1 января 2014 года заключение новых соглашений о промышленной сборке невозможно как в случае с автокомпаниями, так и в случае с производителями автокомпонентов. Таким образом, в случае обращения компания Volvo не сможет заключить такое соглашение с Минэкономразвития России, — сообщила «Известиям» руководитель пресс-службы этого ведомства Елена Лашкина. — Вместе с тем компании могут быть предложены иные варианты государственной поддержки, существующие сегодня ситуации в России, например: механизмы особых экономических зон, территории опережающего социально-экономического развития.
При этом Volvo может выкупить юридической лицо со «спящим» соглашением у той компании, которая его так и не реализовала. Среди таковых ЗАО «Группа «Химэкс» (присоединилась к соглашению о промсборке в 2007 году), входящая в структуру ЗИЛа, тот, в свою очередь, принадлежит правительству Москвы. Ранее «Известия» сообщали, что Минпромторг России не возражает против подобной сделки касательно черкесского завода Derways (izvestia.ru/news/583158).
Аналитики убеждены, что сейчас лучшее время для подобных инвестиций.
— Учитывая внешнеполитическую ситуацию, Volvo сможет добиться от российского правительства таких условий, которые им потребуются для безубыточного функционирования завода. Во-первых, это какие-никакие инвестиции, во-вторых, это своего рода знак для других инвесторов. Дескать, смотрите: санкции санкциями, а к нам Volvo пришла, — говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Фото: REUTERS/Lucy Nicholson
One thought on “Volvo намерена собирать легковые автомобили в России”-
Уведомление: Volvo выведет на рынок 4 новых самосвала | Мотор БИ