Тайбэй – Синкансэн работает за пределами Японии. Это малоизвестная история успеха, которая является доказательством концепции экспорта футуристической транспортной технологии, разрабатываемой в течение многих десятилетий в Японии.
Линия проходит по всей территории Тайваня, по гористой и нестабильной территории, что делает остров идеальным испытательным полигоном для скоростных поездов, которые в противном случае использовались бы исключительно на внутреннем рынке.

Скоростной поезд Тайваньской высокоскоростной железной дороги прибывает на станцию Наньган в городе Тайбэй. | Казуаки Нагата
«Тот факт, что эта технология уже оказалась успешной на Тайване, означает, что эта технология и опыт потенциально могут быть применены повсеместно за рубежом», — сказал Масафуми Шукури, председатель Международной ассоциации высокоскоростных железных дорог (IHRA), отраслевой группы, которая продвигает японскую технологию синкансэн за рубежом.
60-я годовщина синкансэна, отмечаемая в этом году, стала смесью ностальгии и удивления. Впечатляющая сеть высокоскоростных поездов проходит от Кюсю до Хоккайдо, пересекая Хонсю в ключевых точках, и перевозит 1 миллион человек в день, и все это с идеальными показателями безопасности.
Он столь же функционален, сколь и символичен, с комфортом перевозя семьи, рабочих и служащих по всему архипелагу и привлекая туристов, ищущих истинно японские впечатления.
Юбилей также сопровождался чувством утраченных надежд.
С тех пор как в 1964 году Япония стала пионером в области высокоскоростных железных дорог, другие страны разработали собственные сверхскоростные поезда, некоторые из которых быстрее японской версии и используют более передовые технологии, такие как магнитная левитация.

Чан Яочжун, председатель Тайваньской высокоскоростной железной дороги, выступает на заседании Международной ассоциации высокоскоростных железных дорог в октябре в Тайбэе. | Казуаки Нагата
Попытки экспортировать синкансэн в основном провалились. Одно из оправданий столь больших трат на него изначально — что это создаст дополнительные возможности за рубежом — не оправдало ожиданий.
Это трудно продать.
Система должна быть поставлена как единый, интегрированный блок — рельсы, подвижной состав и соответствующие ИТ. Она не может работать на существующих линиях, и ее нельзя купить по частям.
Это делает проекты синкансэн дорогостоящими, а отсутствие гибкости стало причиной срыва некоторых сделок.
Почти достигнутые соглашения исчезли, поскольку уровень обязательств стал очевидным.
Развивающиеся страны особенно воздержались от покупки системы, предназначенной для экстремальных условий и сложного рельефа, когда такой уровень инженерных разработок не считается необходимым.
Исключением является Тайвань.
Он оценил ценность системы синкансэн и является единственным покупателем японской технологии. Тайваньская высокоскоростная железная дорога работает с 2007 года и со временем стала очень успешной, теперь она является неотъемлемой частью экономики и общества острова.
«Высокоскоростная железная дорога стала очень популярной услугой для тайваньцев и неотъемлемой частью общественной инфраструктуры Тайваня», — сказал Чэнь Цзянь-жэнь, бывший вице-президент Тайваня, на конференции, организованной IHRA 31 октября в Тайбэе с целью освещения истории технологии синкансэн, используемой на острове.
Система была построена Taiwan Shinkansen Consortium, который объединил крупнейшие японские торговые компании Mitsubishi Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries и Toshiba. Она получила льготные кредиты от японского правительства и использовала поезда Shinkansen серии 700.
Линия сверхскоростных поездов Тайваня теперь простирается примерно на 350 километров и перевозит около 200 000 пассажиров в день — около 1% населения острова — по сравнению с примерно 43 000 в 2007 году. Она идет от Тайбэя до Гаосюна примерно за 1½ часа, достигая скорости 300 км в час. Билеты на эту поездку стоят менее 50 долларов.
Служба имеет историю безаварийной работы и показатель своевременности прибытия более 99%.
Опросы показывают, что линия пользуется популярностью у населения, сказал Чэнь. Уровень удовлетворенности национальной медицинской страховкой Тайваня составляет от 85% до 90%. Для высокоскоростной железной дороги он превышает 95%.
Путь к успеху для тайваньского синкансэна был долгим и трудным. По многим причинам, названным другими потенциальными клиентами, импорт технологии сверхскоростных поездов и ее успешная эксплуатация были значительным обязательством, которое легко могло потерпеть неудачу по пути.
В середине 1990-х годов для проекта был выбран европейский консорциум, объединяющий немецкие локомотивы и французские пассажирские вагоны. Он предложил успешную, проверенную технологию.
Компания также занималась агрессивным маркетингом, отмечая, что ее поезда использовались во многих странах, тогда как синкансэн использовался только в одной, вспоминает в своей книге Хиромаса Танака, бывший вице-президент Central Japan Railway.

Поезда высокоскоростной железной дороги Тайваня в Гаосюне. Тайвань — единственный покупатель японской технологии синкансэн. | Getty Images
После фатальной железнодорожной катастрофы в Германии в 1998 году и мощного землетрясения на Тайване в следующем году первоначальное решение было пересмотрено. Тот факт, что в Японии также случаются землетрясения и тайфуны, помог кампании по продаже японской технологии.
В конечном итоге Тайвань отказался от первоначальной сделки, заплатив европейской группе штраф за расторжение контракта.
Некоторые аспекты европейской системы были сохранены. Техники были привлечены из Европы для работы над проектом, а некоторые европейские стандарты безопасности были приняты.
Проблемы возникли почти сразу.
Кадровый состав был проблемой, и некоторое время европейские рабочие были привлечены для управления поездами. Персонал станции и рабочие по техническому обслуживанию были тайваньцами, обученными японским консорциумом.
«Было критически важно локализовать рабочую силу», — заявил на конференции председатель правления Тайваньской высокоскоростной железной дороги Цзян Яочжун, добавив, что компании удалось добиться этого за несколько лет.
Из-за оптимистичного бизнес-плана линия приблизилась к банкротству в 2015 году и была спасена правительством Тайваня. Срок концессии также был продлен с 35 до 70 лет.
В 2016 году компания вышла на биржу и с тех пор торгуется на Тайваньской фондовой бирже.
Пассажиропоток и выручка достигли рекордных показателей в 2024 году, а доходы начинают восстанавливаться после спада во время пандемии.
Taiwan High Speed Rail представит новые поезда, которые будут построены консорциумом Hitachi-Toshiba, в рамках сделки стоимостью 124 млрд йен (806 млн долларов США). Был проведен международный тендер, и торги заняли годы.
«Мы были обеспокоены расходами, поскольку нам нужно было закупить транспортные средства по соответствующим ценам», — сказал Чианг. «Оценив первоначальную стоимость покупки и расходы на техническое обслуживание, мы пришли к выводу, что эта модель подходит для нужд высокоскоростных железных дорог Тайваня».
Чан добавил, что компания изучила различные высокоскоростные железнодорожные поезда и рассмотрела их энергоэффективность, комфорт и безопасность в случае землетрясений.
Taiwan High Speed Rail также подписала соглашение с Central Japan Railway о подготовке кадров и технологиях. Японская компания предоставляет услуги технологического консалтинга Taiwan High Speed Rail с 2014 года. Сотрудники двух компаний посетили объекты друг друга и обменялись мнениями.
«Как операторы высокоскоростных железнодорожных систем, мы многому научились друг у друга», — сказал Манабу Исибаси, исполнительный вице-президент Central Japan Railways.
Кадзуаки Нагата, ШТАТНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
https://www.japantimes.co.jp/business/2024/12/16/taiwan-hsr-shinkansen/
«Синкансэ́н» (яп. 新幹線, «новая магистраль») — высокоскоростная сеть железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны. Принадлежит компании Japan Railways.