Минобороны до конца года получит новый самолет А-50У. Это уже четвертый модернизированный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО), поступивший на службу военной авиации России за последние годы.
«Комплекс ДРЛО А-50У – уникальная система, фактически являющаяся командным пунктом авиации в воздухе, — рассказал ФБА «Экономика сегодня» генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, эксперт в авиации Владимир Попов. – Он работает по принципу «вижу-слышу-управляю». Системы бокового и кругового радиолокационного контроля способны отслеживать как свои, так и вражеские объекты в воздухе на расстоянии 300-500 километров. Самолет «говорит» с боевыми машинами по радиосвязи и координирует их действия».
Ранее стало известно, что Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК), до конца года планирует передать Минобороны РФ четвертый авиационный комплекс А-50У. В последние годы входящая в «Ростех» ОПК изготовила для оборонного ведомства три такие машины. Самолет способен сопровождать более ста целей в воздухе, координировать воздушный бой и информировать о результатах мониторинга боевой обстановки.
«В советские времена на вооружении России состояли две эскадрильи таких машин, сейчас их постепенно модернизируют и вводят в эксплуатацию новые. Это стратегически важные самолеты, то же самое, что командные пункты на земле. Они и призваны заменить привычные ставки командования, если те выведены противником из строя. С учетом радиуса своего действия они размещаются по всему периметру России, чтобы в любой момент быть поднятыми в воздух для выполнения боевых задач», — отметил военный эксперт.
Комплекс дальнего вооружения
По словам эксперта, раньше на аналоги «воздушных командных пунктов» пытались устанавливать пушки и систему пуска крылатых ракет, но быстро отказались от этой идеи. А-50У – машина дорогая и настолько ценная, что даже на 100 километров противник к ней приблизиться не может. Самолет сам «засекает» вражескую авиацию, а прикрывающие его истребители и наземные средства ПВО не дают противнику шансов приблизиться.
«С развитием технологий системы А-50 становятся все более универсальными. Если раньше радиолокационные комплексы работали на лампах и транзисторах, то сейчас полностью переведены на полупроводники. Это дало возможность установить на самолеты дополнительные комплексы обнаружения и разместить дополнительный экипаж для работы с ними. А-50У за счет модернизации еще и получил возможность дольше находиться в воздухе – находиться в беспосадочном режиме сутками для него стратегически важно.
При этом А-50 – самолеты не только военного назначения. Они способны координировать работу гражданской и транспортной авиации, если по каким-либо причинам они не могут связаться с наземными диспетчерскими пунктами. Плохие погодные условия, искусственные помехи – если авиалайнеры оказались «слепыми и глухими» в воздухе, им на помощь отправят «командный пункт». Именно из-за универсальности и важности этих самолетов, противник всегда постарается именно их вывести из строя, но шансы на это минимальные», — резюмирует Владимир Попов.
Андрей Орешкин
http://rueconomics.ru/190597-dalnozorkii-a-50u-samolet-stanet-glazami-i-ushami-vks