По сообщениям пресс-службы Объединённой Двигателестроительной Корпорации (ОДК), на Лыткаринском машиностроительном заводе состоялся и успешно прошёл первый запуск так называемого «двигателя второго этапа» для перспективного истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50).
Одним из главных требований, предъявляемых к истребителю 5-го поколения является сверхзвуковая крейсерская скорость, достигаемая без использования форсажа. Это, в свою очередь, требует крайне мощных двигателей, создание которых является сложнейшей технической задачей, которая под силу только самым развитым в технологическом отношении державам.
В настоящий момент, имеющиеся опытные экземпляры ПАК ФА имеют двигатели АЛ-41Ф, известные также как «изделие 117». Этими двигателями будут оснащаться и первые серийные самолёты. АЛ-41Ф создан на базе легендарного двигателя АЛ-31Ф, которым оснащены практически все российские истребители семейства Су-27 и представляет его радикальную переработку, в ходе которой заложенный в АЛ-31Ф потенциал был «выжат» до максимума. Несмотря на общую схожесть, АЛ-41Ф в отличии от своего предшественника состоит на 80% из новых деталей и систем. Изменению подверглось практически всё — компрессоры высокого и низкого давления, камера сгорания, форсажная камера, система управления двигателем, появилась принципиально новая, плазменная система зажигания. АЛ-41Ф позволяет развить максимальную тягу в 15 тысяч кгс, и обеспечивает ПАК ФА возможность сверхзвукового полёта без использования форсажа.
Однако, АЛ-31Ф изначально рассматривался как временная мера. Во-первых, он несколько уступает американскому двигателю Pratt&Whitney F119, которым оснащены истребители пятого поколения F-22 «Раптор» — американских двигатель имеет на 500 кгс большую тягу. Во-вторых, дальнейшие возможности по модернизации АЛ-41Ф и дальнейшему наращиванию тяги практически исчерпаны. В связи с этим давно начата разработка принципиально нового двигателя для ПАК ФА, известного также как «двигатель второго этапа». Сам двигатель разрабатывается под индексом «тип 30».
Состоявшийся первый запуск двигателя показывает, что работы в данном направлении движутся строго по плану, и скорее всего, как и ранее планировалось, уже в следующем году начнутся лётные испытания нового двигателя, а ещё через несколько лет двигатель будет готов к серийному производству.
Самолёты опытной партии ПАК ФА, производство которой намечено уже на следующий год, а также первые серийные машины будут оснащаться двигателями АЛ-41Ф. Однако, скорее всего, к началу полномасштабного производства ПАК ФА получат уже новый двигатель.
Двигатель «тип 30», по имеющимся данным, будет способен развивать безфорсажную тягу порядка 10,5 тысяч кгс, и порядка 17.5 тысяч кгс в режиме форсажа, что существенно повысит и без того впечатляющие лётные характеристики российского истребителя пятого поколения и обеспечит ему гарантированное превосходство в скорости и манёвренности над всеми самолётами 5-го поколения, которые имеются или только создаются другими державами.
Павел Румянцев
http://dfnc.ru/c106-technika/sostoyalsya-pervyj-zapusk-dvigatelya-vtorogo-etapa-dlya-pak-fa/