Ространснадзор, запретивший в конце 2016 года крупную партию некачественных украинских боковых рам для грузовых вагонов, теперь выдал предписание о частичном запрете китайских комплектующих. Речь идет о «Саус Хуэйтун»: излом боковой рамы этого производителя вызвал сход вагона с рельсов 8 марта в Башкирии.
По мнению экспертов, для российских компаний запрет вряд ли станет большой проблемой, но теперь на железные дороги РФ могут не пустить вагоны из Казахстана, оснащенные китайским литьем. Источники «Ъ» в отрасли говорят: сейчас острее стоит не вопрос некачественного импорта, а проблема масштабной перестановки литья со списанных вагонов на новые.
Ространснадзор вчера направил в ОАО РЖД предписание о запрете эксплуатации вагонов с китайскими боковыми рамами (производства «Саус Хуэйтун» до марта 2013 года). Запрет связан с инцидентом 8 марта, когда на Горьковской железной дороге произошел сход казахстанского вагона с такой боковой рамой. В Ространснадзоре «Ъ» пояснили: при расследовании выяснилось, что сертификат завод «Саус Хуэйтун» получил только в 2013 году на ограниченную партию, а более ранние рамы его не имели. Теперь ОАО РЖД обязано не допускать на сеть в РФ вагоны с несертифицированными деталями этого производителя, поясняют в ведомстве. По информации «Ъ», сертифицировано было 240 тыс. рам. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, отмечает, что ранее претензий к китайскому производителю не было. Но в 2011 году ОАО РЖД отказывалось присвоить ему клеймо из-за изломов и трещин рамы, сообщает еще один собеседник «Ъ».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что китайское литье пусть и не беспроблемное, но в целом лучше, чем приводившее к дорогостоящим простоям вагонов после приостановки эксплуатации и замен крупное литье Кременчугского сталелитейного завода и «Азовэлектростали», а также отладочные партии российских литейных производств. В конце 2016 года из-за излома Ространснадзор заблокировал литье Кременчугского завода от 2013 года. В 2016 году из десяти изломов рам пять пришлись на Кременчуг, по два — на Уралвагонзавод (УВЗ) и «Азовэлектросталь», один — на «Промтрактор-Промлит».
В ОАО РЖД «Ъ» пояснили: на боковые рамы, указанные в предписании, не было сертификатов, и приемщики компании, присутствующие на всех заводах, это литье не принимали. То есть вагонов российских производителей с литьем «Саус Хуэйтун» на сети быть не должно, говорят в ОАО РЖД. Михаил Бурмистров уточняет, что основные поставки этого литья в РФ осуществлены во втором полугодии 2013 года — после сертификации, это около 950 вагонокомплектов, примерно 100 ушло вагоноремонтным компаниям ОАО РЖД, 234 — ООО «Проект «Урал»», более 600 — УВЗ. Официальных поставок из Китая в Россию до 2013 года не было, но, учитывая прозрачность таможенной границы, литье могло попасть через Казахстан. Там оно поставлялось в основном на вагоноремонтные предприятия и посредникам, которые, пользуясь дефицитом, перепродавали его в России, плюс под управлением «Казтемиртранса» работают более 5300 китайских полувагонов, говорит эксперт. В Федеральной грузовой компании (входит в ОАО РЖД) «Ъ» не ответили. В Первой грузовой компании Владимира Лисина «Ъ» пояснили, что пока не получали предписания, а в случае его введения отставят примерно 240 вагонов для замены около 450 деталей.
Собеседник «Ъ» в отрасли подтверждает: китайские рамы могут попадать в Россию из Казахстана или Киргизии. По его словам, после ухода с рынка кременчугского литья конкурентов российским предприятиям осталось мало, среди них — Китай. Но китайское литье — не такая большая проблема, как огромный объем подержанного литья, которое переставляется с перебивкой номера после масштабного списания вагонов в 2016 году, говорит собеседник «Ъ».
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Наталья Скорлыгина
https://www.kommersant.ru/doc/3282191