Проект стартует в Москве и Татарстане с 1 декабря 2018 года и продлится до 1 марта 2022 года.
Техническая инфраструктура Москвы достаточно подготовлена, чтобы в городе с 1 декабря 2018 года стартовал эксперимент по использованию на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей. Об этом ТАСС сообщил официальный представитель Национальной технологической инициативы «Автонет» (инициатор проекта) Ярослав Федосеев.
Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал документ о проведении эксперимента по использованию на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей. Проект стартует с 1 декабря 2018 года на территории ряда мест в Москве и Татарстане. По словам главы правительства, решение провести эксперимент на дорогах общего пользования объясняется необходимостью окончательно выработать изменения правил дорожного движения для таких транспортных средств.
«Текущей технической инфраструктуры [в столице] вполне достаточно, чтобы начать эксперимент уже в декабре этого года. Однако в дальнейшем инфраструктуру необходимо совершенствовать», — сказал Федосеев. Также он отметил, что само постановление правительства уже создает необходимые законодательные условия для упрощения допуска отдельных категорий инновационных транспортных средств для тестирования на дорогах. Документ опирается на подписанное в марте этого года распоряжение правительства — оно утвердило дорожную карту по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров по развитию беспилотных автомашин в России, говорится на сайте правительства РФ.
Условия появления машин на дорогах
О сроках появления беспилотников на дорогах Москвы и Татарстана пока сказать сложно, пояснили в «Автонет». Это будет зависеть от результатов эксперимента: свое заключение должны дать Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», а МВД разработать и внедрить процедуру регистрации.
Участник проекта (разработчик беспилотника) должен предоставить доказательства предварительного успешного прохождения тестов в автономном режиме на полигонах НАМИ, каждый автомобиль должен быть также застрахован на сумму не менее 10 млн рублей. Во всех машинах должен находиться опытный пилот-инструктор, которому должна быть обеспечена возможность в любой момент перейти на ручное управление.
При этом собственник транспортного средства будет нести ответственность за дорожно-транспортные происшествия и иные происшествия на автомобильных дорогах во время эксперимента при условии отсутствия вины других участников движения. Предлагавшееся ранее Минпромторгом требование к уставному капиталу участника в не менее 100 млн рублей снято.
Одним из основных элементов допуска таких машин на дороги станет оснащение их специальным знаком «А», означающим «Автономное вождение».
По оценкам НТИ, к 2025 году число полностью автономных автомобилей в России превысит 20 тысяч единиц — сейчас их считанные единицы в инновационных центрах Москвы и Казани. Такие машины смогут применяться не только в перевозке пассажиров, но и логистике, сельском хозяйстве, ЖКХ.
О проведении эксперимента
Эксперимент по опытной эксплуатации беспилотников на дорогах общего пользования пройдет в Москве и Татарстане до 1 марта 2022 года. Он предусмотрен как реализация дорожной карты до 2035 г. НТИ «Автонет», что должно привести к появлению в России разработок в сфере беспилотного транспорта и в целом в области интеллектуальных транспортных систем.
Участниками эксперимента являются МВД РФ, Минпромторг РФ, НАМИ, рабочие группы НТИ «Автонет» — Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС — Форум» и владельцы беспилотников.
В материалах правительства РФ отмечается, что НАМИ определен испытательной лабораторией, где будет проводиться оценка соответствия требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств. При этом правительство Москвы, компания «Яндекс», «Группа «ГАЗ», «Камаз» и ФГУП «НАМИ» ранее подписали соглашение, направленное на развитие технологий беспилотного транспорта в Москве.
На основании результатов эксперимента Минпромторг должен разработать требования безопасности к инновационным транспортным средствам и методам их испытаний, а МВД сформировать и направить в правительство РФ предложения о целесообразности дальнейшего применения и развития опыта.
Об участниках эксперимента
«Яндекс» уже заявил, что компания примет участие в проекте «Автонет». В феврале 2018 года беспилотный автомобиль компании впервые проехал по улицам Москвы после снегопада, а в июне преодолел путь в 789 км от Москвы до Казани. В октябре 2018 года интернет-компания запустила беспилотное такси на территории инновационного центра «Сколково». В 2019 году планирует выпустить суммарно 100 машин в обоих городах эксперимента.
В НТИ ожидают, что другие производители тоже присоединятся к проекту, например, «Камаз» или ГАЗ. «Камаз» уже высказывал заинтересованность данным экспериментом», — отметил представитель «Автонет» Федосеев.
Перспективы технологии
В будущем, уже за границами эксперимента, на полигоне «НАМИ», как пояснили ТАСС в НТИ «Автонет», планируется протестировать V2X-сервисы, посредством которых беспилотный автомобиль взаимодействует с другим автомобилем, окружающей средой и инфраструктурой. Фактически это беспроводная связь, обеспечивающая безопасность дорожного движения: оповещение участников движения об опасных ситуациях по ходу движения, обеспечение движения беспилотных автомобилей в условиях отсутствия дорожной разметки, низком качестве дорожного полотна, условиях плохой видимости в разное время суток.
Площадка V2X-тестирования позволит также отработать беспрепятственный проезд экстренных служб к месту ДТП, сбор информации о работе светофоров по ходу движения, повышение точности навигации для беспилотных автомобилей. Для этого сейчас ведется модернизация участка на полигоне «НАМИ», имитирующего городскую застройку. Его создание будет завершено до конца 2018 года, а в 2019 году начнется модернизация еще одного участка, уже имитирующего скоростную загородную магистраль.
Все это должно позволить сделать беспилотный автомобиль полностью автоматизированным, без руля, педалей и зеркал заднего вида, не требующим присутствия даже пилота-инструктора.
https://tass.ru/ekonomika/5842059