Home » Водный транспорт » Разворот на Восток: развитие Северного морского пути требует новых подходов

Разворот на Восток: развитие Северного морского пути требует новых подходов

Амбициозный проект России должен учитывать создание необходимой инфраструктуры на Дальнем Востоке и благоприятной регуляторной среды

Завершившийся VII Восточный экономический форум (ВЭФ, 6+) прошёл под эгидой объявленного «разворота на Восток». На площадках форума обсуждались новые вызовы для экономики, в том числе говорилось, что Россия, обладающая самым большим и мощным ледокольным флотом в мире, в условиях внешнего давления ускорит развитие Северного морского пути (СМП). Но как считают эксперты, для формирования экономически целесообразной модели функционирования СМП требуется принятие комплексных решений по созданию необходимой инфраструктуры на Дальнем Востоке и благоприятной регуляторной среды. Подробнее — в обзоре ИА PrimaMedia.

Правительство РФ утвердило план развития Северного морского пути на период до 2035 года. План содержит пять основных разделов, которые включают в себя увеличение экспортной грузовой базы, каботажных и транзитных перевозок, модернизацию и строительство портовой и иной инфраструктуры, развитие арктического грузового и ледокольного флотов и др. По целевому показателю грузопоток по Северному морскому пути к 2035 году должен составить 220 млн тонн.

Всего в документе указано более 150 мероприятий. В том числе строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Кроме того, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения (Билибинский район Чукотки), создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области, а также порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке.

Также планируется строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.

Немаловажно, что инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру в утвержденном правительством РФ плане развития СМП оцениваются почти в 800 млрд рублей. Только развитие портовой инфраструктуры в 2022-2026 гг. оценивается в 221,6 млрд рублей. В частности, в 2022-2024 гг. запланирована реализация инвестпроектов ПАО «Мурманский морской торговый порт», реконструкция объектов третьего грузового района морского порта Мурманск и строительство комплекса перегрузки угля Лавна в рамках развития Мурманского транспортного узла.

В 2024-2025 гг. планируется создание в морском порту Мурманск терминала по перевалке минудобрений и апатитового концентрата, а в морском порту Владивосток — грузового терминала по транзитной перевалке контейнеров (8 млрд рублей); в 2025-2026 гг. — строительство морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата на архипелаге Новая Земля.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов ранее сообщал, что планом развития инфраструктуры СМП предусмотрено строительство 37 судов (8 ледоколов, 16 аварийно-спасательных и 13 гидрографических судов), включая ледоколы проекта 22220 и проекта «Лидер». Два из них, ледокол «Арктика» и «Сибирь», уже построены и работают на трассе Севморпути. В ноябре планируется сдача серийного универсального атомного ледокола «Урал».

Реальные перспективы

О том, что тема развития СМП актуальна и в ближайшее время получит дальнейшее развитие, уже громко заявляет большой бизнес.

«Главное преимущество Северного морского пути перед южным маршрутом, на наш взгляд, это даже не то, что (…) он быстрее или предполагает меньший километраж, а в том, что сейчас на центральный план выходят именно вопросы безопасности и устойчивости. Любой маршрут, кроме СМП, можно перекрыть. Его перекрыть невозможно. Поэтому как альтернатива он необходим», — сказал ТАСС (18+) генеральный директор группы компаний «Дело» Дмитрий Паньков.

Транспортная группа FESCO уже готовит предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) нового глубоководного причала во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП, входит в FESCO) для перегрузки транзитных контейнеров с судов океанского класса на контейнеровозы ледового класса с целью дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Я надеюсь, что в течение следующего года, тут не от нас уже зависит, точно будет предварительное ТЭО готово»,

— сказал президент группы FESCO Аркадий Коростелев на брифинге в рамках ВЭФ-2022.

В рамках ВЭФ-2021 FESCO подписала соглашение с АО «Атомэнергопром» (структура «Росатома») о создании на территории ВМТП транспортно-логистического узла по организации транзита контейнерных грузов по Северному морскому пути. FESCO рассчитывает ввести новый причал ВМТП для транзитного трансшипмента контейнеров по Севморпути к весне 2026 года.

НОВАТЭК планирует осуществлять 22 рейса из Сабетты в восточном направлении, 27 рейсов в западном направлении. Таким образом, постоянно в восточном секторе Арктики на трассе Северного морского пути будет находиться 15 газовозов арктического класса.

Естественно, что «НОВАТЭК» испытывает потребность в дополнительной судоремонтной базе на Дальнем Востоке России для осуществления текущего ремонта судов-газовозов при возникновении аварии или неисправности при следовании в восточном сегменте СМП.

«В связи с этим нам нужна организация судоремонта не только на северо-западе, в районе Мурманска. Нам нужна такая же база на Дальнем Востоке страны, так как судам-газовозам приходится преодолевать колоссальные ледовые нагрузки при прохождении по трассе Северного морского пути. С того момента, как суда будут эксплуатироваться в режиме круглогодичной навигации, они будут вынуждены обеспечивать регулярную скорость прохождения во льдах 7-8 узлов. Нагрузки будут те же самые, что и испытывают ледоколы. Поэтому в ходе эксплуатации возникнут конструктивные недостатки, дефекты, появляются поломки», — пояснил заместитель председателя правления компании Евгений Амбросов на сессии ПМЭФ (12+), посвящённой Севморпути.

Компании-перевозчики заключили соглашения с Минвостокразвития и Росатомом о ежегодном объёме грузопотока по СМП, сообщил спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики, замглавы госкомиссии по Арктике Владимир Панов в рамках «Морского конгресса» (12+). Речь идет об объемах грузоперевозок, которые входят в План развития СМП до 2035 года.

В распоряжении правительства сообщалось, что документы до 1 октября должны были подписать ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НОВАТЭК», ГК «Росатом», ПАО «ГМК «Норильский никель», ООО «Северная звезда», ООО «Горнодобывающая компания Баимская». В срок до 1 ноября компаниям необходимо предоставить в правительство доклады о реализуемых проектах.

Тематическая иллюстрация
Тематическая иллюстрация. Фото: МС-бункер

Президент РФ Владимир Путин ранее заявлял, что планы развития грузопотока по Севморпути не должны сдвигаться по срокам, остаются в силе цели роста грузопотока до 80 млн тонн в 2024 году.

Президентский наказ

Глава государства уже поручил правительству проработать и предложить конкурентные тарифы перевозки грузов по Северному морскому пути для грузовладельцев, при растущем грузопотоке также необходимо будет обеспечить ритмичность работы портов и график судозаходов.

«Ключевой вопрос — это грузовая база: как для перевозок с Дальнего Востока, так и в обратном направлении. Для этого нужно предложить экономически обоснованный конкурентный тариф», — сказал Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ВЭФ-2022.

Президент РФ напомнил, что на реализацию недавно утвержденного плана развития СМП до 2035 года планируется направить 1,8 трлн рублей из разных источников.

В текущем году на Севморпути состоялся первый контейнерный рейс между Мурманском и Камчаткой, подтвердивший надежность проводки судов в арктической зоне.

«Нужно сделать так, чтобы в каждом порту на пути следования производились обслуживание судов и обработка грузов, а график движения был ритмичным и предсказуемым, надежным. В этом случае все регионы Севморпути получат выгоду от работы логистического коридора», — сказал президент России.

Атомоход на Восток

Единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть» (входит в состав ФГУП «Атомфлот») в данный момент начал второй каботажный субсидируемый рейс по СМП на Дальний Восток, его загрузка составила 90%.

Контейнеровоз пройдет по маршруту Мурманск — Санкт-Петербург — Петропавловск-Камчатский — Восточный — Санкт-Петербург.

«На восток идут экспортные (в контейнерах) и генеральные грузы — оборудование, краны, машины, цемент. Обратно ждем 90 40-футовых контейнеров с дальневосточной рыбой, плюс также генеральные грузы. Загрузка — 90% туда, 84% назад», — написал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в своем Telegram-канале (18+).

Первый пилотный рейс был загружен всего на 15%. Вернуться в Санкт-Петербург «Севморпуть» должен 29 ноября. 19 мая 2022 года ФГУП «Атомфлот» определено победителем отбора на осуществление каботажных субсидируемых рейсов из европейской части Российской Федерации в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении. В рамках этой задачи в 2022 году было запланировано выполнение двух круговых рейсов из портов, находящихся в европейской части РФ, в дальневосточные порты.

«Не выплеснуть ребёнка…»

В то же время вопросы, ориентированные на вовлечение в программу СМП реального сектора экономики, специализирующегося на поддержании инфраструктуры базового уровня (снабжение судов, в первую очередь судовым топливом, текущий судоремонт, кадровое обеспечение и пр.), пока остаются в тени фундаментальных вопросов. Между тем во избежание организационных разрывов при запуске СМП этой темой необходимо заниматься уже сегодня, считает директор по развитию ООО «Морской Стандарт-Бункер» («МС-Бункер») Борис Лаврентьев, принимавший участие в нескольких дискуссиях по теме развития СМП на ВЭФ-2022.

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, первый резидент ТОР «Камчатка», компания «МС-Бункер» реализовала проект по строительству на берегу Авачинской бухты Комплекса хранения нефтепродуктов емкостью 18 тысяч кубометров, одного из самых технологичных в России. При этом проект получил от правительства Камчатского края статус особо значимого ещё в 2016 году.

Терминал "МС-Бункер"
Терминал «МС-Бункер». Фото: «МС-Бункер»

Комплекс построен на базе существующего причального сооружения в Петропавловске-Камчатском. В него вошли резервуарный парк на 18 тысяч кубометров (из них 11 тысяч кубометров — мазут, 7 тысяч кубометров — светлые нефтепродукты), два причальных сливо-наливных участка с возможностью перевалки порядка 5 тысяч тонн топлива в сутки, автомобильная эстакада налива в автоцистерны на четыре поста с возможностью перевалки более 1 тысячи тонн в сутки, продуктовая насосная станция производительностью перекачки нефтепродуктов 450 кубометров в час, а также здание физико-химической лаборатории. Годовой грузооборот нефтепродуктов на комплексе рассчитан на 169 тысяч тонн.

Реализация проекта обошлась инвестору более чем в 1 млрд рублей, из них 200 млн рублей составили заемные средства, 800 млн рублей — собственные средства.

Предприятие задействовано в реализации плана развития Севморпути в части строительства терминала «НОВАТЭКа» по перевалке сжиженного природного газа (СПГ) в бухте Бечевинская: оно участвует в бункеровке судов при проведении там дноуглубительных работ.

Грузооборот терминала «НОВАТЭКа» на Камчатке составит порядка 22 млн тонн СПГ в год с возможностью принимать 657 судов-газовозов в год. Суда-газовозы ледового класса будут доставлять СПГ с месторождений Ямала в бухту Бечевинская, где газ будет перегружаться на обычные суда-газовозы и отправляться потребителям АТР.

Проект успешно реализуется, но, по мнению руководства компании, адаптации инфраструктуры под перспективы развития Севморпути на сегодняшний день мешает отсутствие механизма оперативной трансформации регуляторной среды. Поясним это на примере.

Технико-экономические параметры проекта «МС-Бункер» формировались в 2015 году, то есть до уточнения нынешних параметров СМП и в целом геополитических реалий. Предприятие на сегодняшний день готово к обслуживанию потребностей в бункеровке судоходных компаний в камчатском сегменте СМП, но с учетом перспективы развития СМП заинтересовано в значительном расширении резервуарного парка.

Между тем Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения, в частности, в статью 65 Водного кодекса, предусматривающие запрет строительства складов ГСМ в водоохранной зоне, расположенных за пределами на территории портов.

Таким образом, «МС-Бункер» для получения разрешения на реконструкцию Комплекса нефтепродуктов, не входящего в границы порта, потребуется прохождение целого ряда длительных по времени процедур и, прежде всего, — это расширение границ порта и государственная экологическая экспертиза.

По сложившейся практике это займет от 3 до 5 лет, так как большая часть согласований и разрешений проходит на уровне федеральных структур или их территориальных органов. Всего, с учетом строительства, с момента подачи заявления до ввода в эксплуатацию нового объекта инфраструктуры пройдет не менее 5-7 лет, и, очевидно, что требуется принятие системных решений, соответствующих реалиям времени и стоящих перед ним задач»,

— сказал директор по развитию ООО «Морской Стандарт-Бункер» («МС-Бункер») Борис Лаврентьев.

Это всего лишь один пример, поясняющий необходимость создания благоприятной для упреждающего развития инфраструктуры СМП регуляторной среды и механизма оперативного реагирования на потребности в изменениях.

«Суть инициативы состоит в том, чтобы, по аналогии с особыми режимами ТОР и СПВ, создать режим СМП, предусматривающий исключение избыточных требований к субъектам СМП, призванным оптимизировать, где это целесообразно, действующее законодательство. Очевидно, что география СМП выходит за рамки существующих преференциальных режимов и охватывает все регионы на протяженности СМП. Порядок вхождения, на наш взгляд, должен носить заявительный характер, и, после заключения соответствующего соглашения, данные о субъекте СМП должны вноситься в соответствующий реестр участников СМП», — отмечает Борис Лаврентьев.

P.S. Вызовы и задачи, стоящие сегодня перед государством и бизнесом, беспрецедентны, это время умных решений и решительных же действий. Одним из них может стать создание механизма тонкой настройки законодательства под перспективные задачи глобальных проектов, таких как Северный морской путь через инструмент исключений (упрощений), распространяемый на субъекты преференциального режима. Вне сомнения, принятие такого рода мер послужит огромным стимулом для развития бизнеса и экономического укрепления Отечества.

https://irkutskmedia.ru/news/1371033/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*