Home » Военная авиация » Пентагон по одежке протянет ножки: зачем реанимировать «умерший» F-15

Пентагон по одежке протянет ножки: зачем реанимировать «умерший» F-15

Впервые за много лет Пентагон собирается по одежке протягивать ножки. Как сообщают американские СМИ, на фоне стагнации оборонного бюджета принято решение скорректировать ряд программ по развитию вооружений. В их числе и широко разрекламированная замена истребителей F-15 Eagle машинами нового поколения – многоцелевыми истребителями F-22 Raptor и истребителями-бомбардировщиками F-35 Lightning II. Один проект, замороженный несколько лет назад, решено не размораживать, второй – временно приостановить.

F-15

Как сообщило недавно агентство CNN со ссылкой на источники в Минобороны США, в данном случае речь идет о модернизации F-15 c продлением срока их войсковой эксплуатации сразу до 2040 года. По данным компании Boeing, которая берется освоить на этом заказе не менее 12 миллиардов долларов, машины получат новые радары, современную компьютерную оснастку, а также более совершенные системы РЭБ. Правда, срок, в который подрядчик обязуется выполнить эту задачу, определен в период между 2024–2030 годами, то есть время реального несения службы обновленными машинами в итоге не превысит 10–15 лет.

На вес золота

Причин, по которым власти США пошли на подобную корректировку программ совершенствования парка своих боевых самолетов, как минимум две. И обе они связаны с финансами. Во-первых, бюджет Пентагона на будущий год оказался вовсе не таким, каким его хотели видеть в оборонном ведомстве, – 582,7 миллиарда долларов против 580,3 миллиарда в текущем году. Столь незначительное повышение уже заставило минобороны США пересмотреть схему финансирования целых секторов, в частности, урезать расходы на содержание ВМС, где сокращение бюджета превысило восемь миллиардов долларов, а также секвестировать численность сухопутных сил не менее чем на 40 тысяч военнослужащих.

Второй причиной, по которой Пентагон решил притормозить с развитием новых проектов боевой авиации, оказалась непомерно высокая стоимость новинок. Тот же Raptor в свое время оценивался в 146,2 миллиона долларов за единицу, не считая расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Окончательная цена одной машины, по данным Главного контрольного управления США за 2010 год, составила 411,7 миллиона долларов, а всего программа F-22 обошлась Штатам в сумму, превышающую 74 миллиарда «зеленых».

Однако эти расходы – далеко не рекордные на фоне затрат на реализацию другого амбициозного проекта – создания малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Здесь стоимость программы составила 379 миллиардов долларов, и при этом количество машин, введенных в эксплуатацию, составляет менее полутора сотен единиц. Общая же стоимость эксплуатации парка самолетов F-35, по оценкам аналитической группы при минобороны США, может за 30 лет превысить один триллион (!) долларов.

Именно эти факторы и стали решающими при выборе нынешней концепции обновления парка истребительной авиации ВВС. По сведениям The Washington Post, ставку решено сделать на модернизацию F-15C Eagle и F-15D. Известно, что производство каждой из машин этих серий не вылезает за рамки бюджета в 30 миллионов долларов, тогда как тот же F-22 обходится в десять с лишним раз дороже.

К слову, за 22-м закрепилась слава не просто самого дорогого истребителя в мире, но и самолета в буквальном смысле на вес золота. Дотошные репортеры подсчитали, что стоимость благородного металла, соответствующая весу Raptor, будет составлять ту же сумму – 350 миллионов. Да и то – пустого самолета, на который не установлено вооружение и дорогостоящее радиоэлектронное оборудование.

F-15 & Су-27: кто кого? 

Надо признать, что с момента своего появления F-15 завоевал симпатии строевых летчиков ВВС США. В самолете были воплощены передовые технологии того времени, в том числе размещение основных переключателей управления бортовым оружием, радиолокационной системой и системой связи на ручке управления. Прорывной новацией стал и вывод пилотажной и прицельной информации на индикатор на лобовом стекле. Американские пилоты по праву называли свой истребитель лучшим в мире.

Так было, пока в небе не появился Су-27. Достойные летные характеристики, большая дальность полета вкупе с другими преимуществами обеспечивали ему приоритет в небе. Бывший начальник липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Александр Харчевский вспоминал, как в 1990-х они на своих самолетах посетили с дружественным визитом истребительное авиакрыло ВВС США, дислоцированное на авиабазе Лэнгли в штате Вирджиния и вооруженное F-15C/D. Хозяева тогда предложили гостям провести совместное маневрирование, в ходе которого американский истребитель должен был уйти от Су-27УБ, а затем американец преследовал бы нашу машину.

В итоге F-15 даже на полной скорости не смог оторваться от российского самолета, шедшего в режиме минимального форсажа. Естественно, что по второму пункту тренировки американец также уступил россиянину: догнать Су-27 он так и не сумел.

К слову, по мнению Александр Харчевского, превосходство Су-27 обусловлено его высокой тяговооруженностью. «По восходящей траектории наш самолет набирает скорость быстрее F-15, – обращает внимание генерал. – Американской машине надо делать своеобразную «ступеньку» – пролететь немного по горизонтали, набрать скорость, а уже затем начинать набор высоты. Российские летчики сразу переходят в вертикальный маневр. Кроме того, надо иметь в виду, что у наших самолетов меньше радиус виража, чем у F-15, а это тоже большое преимущество».

Известно, что в свое время специалисты еще советского Минобороны проводили многофакторное сравнение боевых возможностей Су-27 с вероятными оппонентами из НАТО. В итоге эксперты пришли к однозначному выводу: Су-27 превосходит F-15A по тяговооруженности на взлете, а F-15С – по боевому оснащению. Преимущества советского истребителя были решающими в ближнем маневренном бою, а также при выполнении внезапной атаки на средних и малых дальностях.

Тем не менее, как отмечает историк военной авиации Владимир Ильин, несмотря на свой почтенный возраст, F-15 обладает достаточно высоким модернизационным потенциалом. «Можно предположить, что доработанные варианты F-15 наравне с их российскими аналогами – модернизированными Су-27 и Су-30 – останутся одними из основных «воздушных бойцов» и во втором десятилетии нашего века», – полагает он.

Приемы против лома

Многие приоритеты истребительной авиации меркнут при взгляде на возможности современных систем противовоздушной обороны. Военный эксперт главный редактор журнала «Национальная оборона» полковник запаса Игорь Коротченко обращает внимание на то, что Россия – единственная страна в мире, которая производит всю гамму вооружений и техники ПВО и ПРО.

«Еще год назад австралийский аналитический центр Air Power Australia отмечал, что противостоять российским ПВО не способны не только F-15, F-16 и F/A-18, но даже F-35 Lightning II. За прошедшее время этот технологический разрыв только увеличился, что связано, в частности, с перспективной разработкой систем С-500. Российские комплексы ПВО и ПРО не имеют равных в мире – причем разрыв по этому показателю между нами и остальными странами лишь увеличивается, – уверен Игорь Коротченко. – И это не наше убеждение, это выводы западных военных аналитиков. В разработке средств противовоздушной и противоракетной обороны России нет нужды оглядываться на зарубежные аналоги – в этой сфере мы являемся безусловными лидерами».

Что говорить, если даже предыдущая модель зенитно-ракетной системы – комплекс С-400 «Триумф» по своим характеристикам обеспечивает безусловное поражение всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. Радар раннего обнаружения «Триумфа» способен обнаруживать цели на дальности до 600 километров, а поражение достигается на дистанции 400 километров. С-400 запросто сбивает воздушные объекты на скорости 4,8 километра в секунду, тогда как у того же F-15 скоростной показатель даже на полном форсаже и при высоте полета 20 километров не превышает 740 метров в секунду.

Добавим сюда, что российский комплекс способен одновременно обстреливать до десяти целей. В свое время соучредитель упомянутого выше аналитического центра Air Power Australia доктор Карло Копп, сравнив возможности российского С-400 и американского истребителя F-35, сделал однозначный вывод: этот самолет не сможет составить достойную конкуренцию российским средствам ПВО и станет для них легкой добычей.

Когда в приоритете выгода

Есть и еще одна возможная причина, по которой Штаты намерены вернуться к программе F-15 в ущерб F-22 и F-35. И эта причина вновь связана с финансами. Оказывается, еще весной этого года ряд членов американского сената (в том числе знаменитый «ястреб» Джон Маккейн) направили Бараку Обаме письмо, в котором выразили свое беспокойство по поводу возможного срыва контрактных поставок боевых самолетов странам Персидского залива – Кувейту, Катару и Бахрейну.

Причиной отказа покупателей от дорогостоящих контрактов была названа возможная переориентация на машины других авиапроизводителей. В том числе на российские самолеты, чьи блестящие характеристики были продемонстрированы в ходе воздушной операции в Сирии. Кроме того, серьезную конкуренцию американскому авиапрому в регионе может составить и китайская продукция, о чем также говорят аналитики.

Естественно, что американцам не с руки упускать выгодные контракты на Ближнем Востоке, стоимость которых, как указал в одной из своих публикаций Wall Street Journal, может достигать девяти миллиардов долларов. На этом фоне разумным было бы предложить клиентам более выгодные условия, что возможно как раз с уже запущенным в серию F-15, а не с «встающим на крыло», а потому требующим внушительных затрат F-35.

Однако покупатели делают свой выбор не в пользу американцев. От сотрудничества отказываются даже союзники. Так, Кувейт не так давно заказал сразу 28 многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon – детища европейского предприятия Eurofighter GmbH, объединившего в себе потенциал Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. При том что стоимость одного самолета составляет более 123 миллионов долларов, то есть значительно больше цены на F-15, заказчик предпочел этот вариант, оценив летные характеристики европейских машин и прежде всего их высокую маневренность.

Известно, что во время показательного учебного боя, устроенного между F-15 и Eurofighter Typhoon, европеец в одиночку поразил сразу двух американцев. Именно поэтому, как можно предположить, США и озаботились вопросами модернизации, чтобы иметь возможность предлагать потенциальным покупателям и более-менее современные характеристики «товара», и конкурентоспособную цену на него. 

Дмитрий Сергеев

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201609080801-5oyq.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*