Судостроительная отрасль в Тюменской области раньше гремела на всю страну. В Тюмени судостроительный завод занимало два берега Туры. Сейчас уже вряд ли кто-то поверит в то, что здесь на воду спускали уникальные суда. До наших времен от былой славы остались лишь названия улиц. История выживания тюменских судостроителей может и вовсе кануть в лету. Сейчас удержаться на плаву пытается предприятие «Тюменский судостроительно-судоремонтный завод».
История речного производства в Тюмени началось еще в 1838 году, когда первый пароход, сделанный тюменцами вышел из Тюмени в Тобольск. Почти 30 лет спустя инженер-судостроитель британского происхождения Гектор Гуллет открыл в Тюмени филиал екатеринбургского механического завода.
С 1976 года предприятие получило название «Тюменский судостроительно-судоремонтный завод». До развала союза в областном центре базировалось порядка 24 предприятий по судостроению. До наших времен дошло примерно пять. Самым громким стал раздел предприятия «Тюменьсудокомплект», которому обещали контракты по строительству судов для Арктики. В итоге в компании начались проблемы с невыплатой заработной платы, а в середине 2000-х завод был продан за 773 млн рублей. Новый собственник заявлял о намерении построить на территории предприятия уже не суда, а новостройки. Судостроительный завод прекратил свое существование как судостроительный в 2007 году. Площади пошли под сдачу в аренду.
Когда-то судостроители занимали огромные площади сразу на двух берегах Туры, но сейчас более или менее на плаву держится лишь один: «Тюменский судостроительно-судоремонтный завод», в районе Мыса.
Журналисты портала Tumix.ru, побывали на некогда огромном предприятии «ТССРЗ».
Спускаясь к берегу реки в районе Мыса можно увидеть еще сохранившийся миниатюрный кораблик с названием завода. Но дальше вместо производственных корпусов начинается жилая застройка. На какой-то момент может даже показаться, что предприятия уже нет. О нем напоминает лишь кладбище старых барж и кораблей.
Сейчас предприятие разделилось на две самостоятельные компании. Как объяснили старожилы предприятия, одна компания занимается сваркой различных металлоконструкций, в том числе и относящихся к судостроения. Во втором цехе, которое ранее принадлежало «ТССРЗ», продают полиэтиленовые трубы. Корабли, которые пришвартованы к берегу, оставлены до лучших времен, возможно, тоже пойдут на запчасти, и сейчас принадлежат Обь-Иртышскому речному пароходству.
Генеральный директор Тюменского судостроительного-судоремонтного завода Алексей Филиппов уверен, что вторую жизнь предприятию может дать реконструкция дна Туры.
«Сейчас нам помогает заработать река, уровень воды высокий. Обычно остается 1-1,5 месяца, за которые мы успеваем поднять кораблей десять. Но в целом за последние годы Тура обмельчала, требуется углубление дна. Это федеральная собственность, но мы согласны посодействовать в этом вопросе. Ведь, если решить его, у нас и порт заживет, который тоже находится на грани закрытия. Увеличится товарооборот в Тюмени, сюда будет и флот заходить», – уверен руководитель предприятия.
По его словам, для решения этого вопроса потребуются вложения региональных властей, примерно в 10 млн рублей. В областном центре, кстати, ранее существовало специальное предприятие, которое следило за дном реки. Речные предприниматели объяснили, что весь судостроительный бизнес зависит от состояния речного хозяйства. Если река большая и глубокая, связана протоками с другими реками, то и предприятия развиваются. К примеру, Омский судоремонтно-судостроительный завод – одно из старейших предприятий – уверено держится на рынке. Иртыш дает такую возможность. И, по словам, эксперта, Тура тоже могла бы приносить инвестиции, как это было в советские годы.
«Корабли – это транспорт, который за раз может перевести тонны груза. Буксир, который толкает баржу, тащит более 3000 тонн. Есть опыт когда цепляли по четыре баржи, мой отец участвовал в разработке такой системы. Ей пользовались и в морях», – говорит господин Филиппов.
Сейчас ТССРЗ работает с частными лицами, заказов хватает, но существуют проблемы с оплатами. Раньше судоремонтные предприятия держались на госзаказах. Сейчас заявки поступают только от военных, но в Тюмени с таким видом судостроения не работают. Консультанты из областного департамента предлагали взять кредит на усовершенствование предприятия, но руководство считает такой подход невыгодным. Тем более Тюмень знает случаи, когда, закредитованные предприятия областного центра, находясь в таком состоянии, потом распродавали имущество, чтобы рассчитаться с банкирами. На предприятии уверены, что правительство региона может вместе с руководством завода возродить судостроение и без кредиторов. Ведь завод по-прежнему имеет возможность строить и поднимать тяжелые и современные суда, которые нужны северу, к примеру, при освоении нового шельфа.
«У меня было предложение: на крупные баржи смонтировать крановый механизм. На Дальнем Севере это проблема – груз приходит, а баржи не везде могут подплыть к берегу. А при наличии грузового механизма можно было бы спокойно выгружать. Груз бывает весом 30 тонн: агрегаты, насосы для нефтяников. Идея понравилась, но так реальной поддержки и инвестиций не последовало», –рассказал Алексей Филиппов.
Стоит добавить, что ранее на предприятии трудилось 4000 человек, сейчас, 11. Да, кадров, как и везде на таких заводах – не хватает. Но их можно привлечь было бы куда и под какие доходы. Сейчас портал Tumix.ru подготовил запрос в правительство Тюменской области, которое ранее обещало: «Речной транспорт очень надежный и недорогой, здесь на заводе могут строить суда самого разного типа, поэтому он должен стабильно развиваться, а наша задача – создать условия для этого. Мы составим совместную программу действий, которая позволит предприятию уверенно двигаться вперед».
https://tumix.ru/prodelo/news/27368/tyumenskoe-sudostroenie-idet-ko-dnu