На недавно состоявшейся пресс-конференции генеральный конструктор ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Сергей Коротков сообщил, что уже в конце августа 2016 года начнутся летные испытания истребителя МиГ-35. Испытания будут проводиться до середины 2017 года. По завершении планируется заключить контракт на серийную поставку самолетов Министерству обороны РФ.
Новость из разряда хороших. Однако, как в любой сложной системе (а испытания нового самолета простым делом не назовешь), есть нюансы.
И самый неприятный нюанс заключается в том, что МиГ-35, который будут испытывать, и МиГ-35, который 14 лет тому назад начал создаваться в РСК «МиГ», — это не одно и то же.
Звучит нелепо, но факт.
МиГ-35, который выйдет на госиспытания, — это усовершенствованный и модернизированный МиГ-29М/М2. Внешне разницу найти сложновато, самолеты похожи. А основная проблема заключается в том, что на сегодняшний момент не готовы все системы истребителя поколения 4++. И представители РСК «МиГ» это признают. Так что один «плюсик» пока еще таковым не является.
Возникает вопрос: в чем проблема, ведь работы над МиГ-35 идут почти 15 лет.
Многие эксперты основной причиной задержки считают закулисное сражение между ОКБ Сухого и РСК «МиГ». Проигранную последними. И борьба эта началась не вчера. Но в итоге ОКБ Сухого одержало убедительную победу в сражении за бюджет. А «МиГу» и прочим конкурентам достались вторые роли и финансирование по остаточному принципу. Что не могло не сказаться на скорости новых разработок.
Сложно сказать, хорошо ли это. Конкуренция — вещь тонкая. Но еще в Великую Отечественную существовало некое разделение на легкие истребители Яковлева и более тяжелые Лавочкина. И даже задачи им под конец войны ставили различные, исходя из ТТХ. Кто не верит, почитайте Голодникова.
И дальше эта тенденция продолжилась. Только в послевоенные годы ОКБ Лавочкина постепенно перешло на ракетную и космическую технику, а в проектирование и разработку истребителей перешло ОКБ Сухого, ранее занимавшееся в основном бомбардировщиками и штурмовиками.
Лично мое мнение, что виной тому стал крах проекта Т-4, который реально представлял серьезнейшую конкуренцию разработкам ОКБ Туполева. И было принято решение расставить всех по местам.
ОКБ Туполева занимается бомбардировщиками и ракетоносцами. ОКБ Сухого истребителями-бомбардировщиками и тяжелыми истребителями. ОКБ Микояна и Гуревича легкими истребителями.
В общую схему немного не вписываются Су-24/34 и Су-25. Но и гениальность Павла Осиповича как конструктора тоже никуда не впишешь. То, что Сухой был гением, как бы и не обсуждается. Как и то, что многие его проекты были «зарублены» именно потому, что опережали понимание тех времен.
Однако вернемся в наше время.
В 2002 году встал вопрос о замене устаревших МиГ-29 на перспективные МиГ-35. Что было весьма логично. Но почему-то представители ОКБ Сухого стали высказывать мнение о том, что заменять надо какой-либо «более основательной» машиной. Идея своеобразная, но почему-то в Минобороны с ней согласились. В результате началось замещение легких МиГов тяжелыми Су.
В результате к настоящему моменту в нашей истребительной авиации сложилась весьма странное положение, несколько противоречащее классическим принципам строительства военной авиации.
Существует общемировая концепция, согласно которой, доля легких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолетов. Логично, хотя бы исходя из экономических факторов. Боевое применение — отдельная статья.
По состоянию же на 2015 год в ВКС РФ насчитывалось 318 истребителей Су всех модификаций (27, 30, 33, 35) и 223 МиГ-29. И это просто общие цифры, без учета состояния самолетов.
Конечно, поступление в войска тяжелых истребителей Су никоим образом не снизит нашу боеготовность. Но тут снова нюансы. И их необходимо различать, так же, как достоинства и недостатки самолетов.
Помните историю с палубным МиГ-29К? Копий поломали много тогда. Летные испытания палубника завершились еще в 2006 году. А принимать эту машину на вооружение «Адмирала Кузнецова» не спешили. Хотя Су-33, составляющие его крыло, давно уже просили замены. Доходило же до маразма, что такой здоровенный корабль таскал на себе 8 самолетов в походах. Было? Было.
А МиГ-29К был принят на вооружение только в 2013 году. Кстати, тогда уже был фактически готов и МиГ-29КУБ, учебно-боевой, двухместный.
ВМС России вообще странноватую политику ведут в этом плане. Не спешат менять Су-33, которые и старее МиГов, и относятся к четвертому поколению, но и Су-25УТГ, которые вообще позавчерашний день.
Посмотрим на соседа-партнера? Почему Индия закупает для своих авианосцев («Викрамадитья», «Вираат» и строящийся «Викрант») именно МиГ-29К и МиГ-29КУБ? Индусы ничего не понимают в авиации? Или просто деньги экономят? Конечно, не экономят. Первое место в мире по импорту военной техники о чем-то да говорит. Равно, как и еще один контракт на 30 истребителей МиГ-29К.
Но это палубник, которых в мире производят не так уж много фирм. С обычными самолетами хуже. Недавно МиГ-35, к которому проявляли интерес Индия и Египет, проиграл тендеры. И кому? Французскому «Рафалю». И египтяне, и индусы предпочли купить у не самых честных продавцов не самый дешевый товар. Но товар, который существует «ин факто», а не болтается бог знает сколько лет в стадии разработки.
Многие эксперты считают, что МиГ-35 способен конкурировать с лучшими самолетами не только в своем классе, но и среди более тяжелых машин. Однако доказать это сейчас, когда он существует в виде незавершенного проекта, крайне сложно.
МиГ-35 должен был появиться в войсках еще год назад. Главной причиной называют неготовность РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой. Кстати, РЛС с АФАР — это один из признаков принадлежности самолета к пятому поколению. «Жук-А» от концерна «Фазотрон-НИИР», ждут вроде бы в ближайшем будущем, но…
Правда, уже готов к производству экспортный вариант — «Жук-АЭ». Но как и все, что у нас содержит букву «Э» в маркировке, этот «Жук» попроще и послабее. Вместо запланированной для МиГ-35 дальности обнаружения воздушных целей в 200 км на экспортном варианте этот показатель снижен до 150 км. Остальные показатели вроде бы одинаковы. В частности, обе РЛС способны осуществлять картографирование местности и обеспечивают полет (возможно, сверхзвуковой) с огибанием этого рельефа.
Так что самолет, испытания которого начинаются в августе, вероятно, уже будет оснащен РЛС «Жук-АЭ». Все же остальное на нем уже стоит.
Принято считать (вполне небезосновательно, кстати) что наиболее приближенным по своим качествам к пятому поколению истребителей является Су-35. Просто потому, что от 4++ до полноценного 5 поколения один шаг. В РСК «МиГ» считают, что МиГ-35 способен подняться на тот же уровень.
Хотя конечно, доказать это можно только пройдя госиспытания. Как утверждают представители РСК «МиГ», на 35-м установлено самое «продвинутое» бортовое радиоэлектронное оборудование. Ни у одной «четверки» нет столь мощной системы РЭБ. И уделяют особое внимание отличным летным качествам.
При проектировании самолета удалось на 50% повысить внутренний запас топлива по отношению к МиГ-29, а также вдвое увеличить полезную нагрузку. Таким образом, по вооруженности и дальности действия самолет почти сравнялся с тяжелыми истребителями.
Новый двигатель в бесфорсажном режиме немного не дотягивает до сверхзвуковой скорости, что по силам Су-35. Однако в отличие от своего более тяжелого собрата имеет электронную систему управления. Также конструкторам удалось рекордно повысить надежность двигателя. Во многом благодаря этому ресурс самолета превышает 6 000 часов.
В системе управления вооружением используются также две оптико-локационные станции, имеющие телевизионный и тепловизорный каналы, лазерный дальномер и целеуказатель. У Су-35 лишь одна такая станция, работающая в передней полусфере. У МиГ-35 есть возможность обзора в нижней полусфере, что повышает эффективность поражения истребителем наземных объектов.
Да, и БРЛС у Су-35 с пассивной решеткой.
В целом, если еще пройтись по ТТХ, то вроде бы МиГ-35 представляет собой весьма достойную боевую машину. Но, повторюсь, для того, чтобы их подтвердить, надо пройти испытания. А в дальнейшем преодолеть все барьеры, которые мешали 35-му взлететь все эти годы.
Хуже-то для наших ВКС точно не будет.
Роман Скоморохов
https://topwar.ru/98605-mig-35-ochen-trudnyy-vzlet.html