Создание беспилотного автомобиля – крупнейший скачок в развитии транспорта со времен изобретения автомобиля как такового. Они изменят не только привычки и образ жизни людей, но и облик городов.
По прогнозам экспертов из The Boston Consulting Group, число аварий на дорогах в результате внедрения автономного транспорта снизится на 90%! На 60%уменьшится интенсивность дорожного движения; на 80% – количество выхлопных газов.
Появление беспилотников на улицах наших городов – лишь вопрос времени. С каждым днем все больше автоконцернов работают над прототипами автономных моделей; в крупных городах проводятся соответствующие эксперименты. Администрация Дубая, к примеру, недавно объявила о планах перевода четверти всех совершаемых в эмирате поездок на беспилотную основу к 2030.
Вопросам автономизации транспорта пристальное внимание уделяют во многих развитых странах. Правительство Швеции запустило программу под названием Drive Sweden, направленную на испытание новых видов транспорта, включая, разумеется, автономный. Власти Германии внесли в законодательство изменения, разрешающие тестирование беспилотников на дорогах общего пользования. Министерство транспорта и коммуникаций Финляндии работает над рядом похожих мер.
Разность мнений
По данным опроса, проведенного BCG совместно с Всемирным экономическим форумом в 27 городах мира,отношение людей к беспилотным автомобилям в целом можно назвать положительным. 58% респондентов заявили, что прокатились бы на беспилотнике. Особенно открыты к новому оказались жители Индии – к неизведанной поездке там готовы 85% опрошенных. Европейцы, напротив, консервативны: в Дании согласен рискнуть лишь 41% респондентов.
Некоторые аспекты работы автономного транспорта вызывают недоверие. Они главным образом связаны с безопасностью движения. Половина опрошенных «не чувствуют себя защищенными в самодвижущейся машине». Около трети не хотят бросать вождение автомобиля, поскольку искренне этим наслаждаются.
Доступность и удобство
Что касается городских властей, то и они в целом приветствуют создание и появление на улицах беспилотных автомобилей. Подавляющее большинство опрошенных BCG специалистов, работающих в области урбанистики, уверены: к 2025 мир увидит первый муниципальный парк беспилотных автомобилей.
Эксперты отмечают, что внедрение автономного транспорта в систему пассажирских перевозок сократит среднее время поездки, а также позволит детям и людям с ограниченными возможностями передвигаться по городу с большей легкостью. Кроме того, жителям отдаленных спальных районов станет удобнее добираться домой.
Конечно, есть и потенциальные проблемы. Одна из них – финансирование инфраструктуры, необходимой для внедрения беспилотных автомобилей. Государственным органам и частным компаниям предстоит разработать новую модель налогообложения, найти удобные формы партнерства. По расчетам BCG и ВЭФ, создание современной системы управления дорожным движением в городе с населением 10 млн человек обойдется в сумму, превышающую $5 млрд.
Дух новаторства
Эксперты считают, что для внедрения новшеств городским властям нужно мыслить как предприниматели. Мир меняется так быстро, что планировать на 30 лет вперед уже невозможно – надо брать и пробовать. Не стоит бояться ошибок, ведь неудачные начинания всегда можно свернуть.
Прекрасный пример такого подхода к вопросам транспорта – Сингапур. Уже много лет правительство этого города-государства всячески «зажимает» владельцев частных авто: на приобретение машины необходимо получить квоту, за парковочные места – платить. Теперь же Сингапур приступил к новому этапу трансформации своей транспортной системы, занявшись планами внедрения беспилотных автомобилей. Своей задачей сингапурские государственные органы видят снижение загруженности дорог, улучшение стандартов экологии и безопасности. Во главе угла – здоровье и благополучие граждан. Беспилотные автомобили сингапурцы считают не альтернативой, а дополнением к существующим видам транспорта.
Арслан Аканов
http://forbes.kz/auto/na_poroge_revolyutsii_1