В транспортной индустрии растет спрос на цифровые решения — до 2030 года востребованность инноваций в ней увеличится сразу в семь раз, оценивают в Институте статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, с темпами роста до 20% в год. Какие именно технологии станут для отрасли по-настоящему ключевыми, обеспечив «цифровой скачок», а главное, принесут наибольший экономический эффект, обсудили участники ежегодной конференции «Цифровизация транспорта», организованной Центром конференций «Сегодня». Рассказываем читателям «Инвест-Форсайта» о самых важных моментах дискуссии.
Фокус на эффективность
Как отметили участники конференции, в числе наиболее востребованных технологий, которые уже трансформируют транспортную отрасль, остается блокчейн. Особенно остро технология востребована в рамках основной деятельности транспортных компаний, а именно в перевозках, прежде всего грузовых. В том числе речь идет о сегменте брокерских операций с транспортом и экспедировании грузов, а также управлении цепочками поставок, говорит Артем Генкин, доктор экономических наук, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов», соавтор книги «Блокчейн: Как это работает и что ждет нас завтра». Впрочем, вне зависимости от ниши технология распределенных реестров позволяет значительно упростить процедуры движения товаров по глобальным цепочкам поставок, а главное, снизить затраты на управление ими, не теряя в скорости, уточняет он. К примеру, в морских перевозках только на одну партию груза создается до 20 сопроводительных документов, 70% данных в которых повторяется. Для сравнения — внедрение блокчейна позволило оптимизировать документооборот, на 80% сократить ввод данных, упростить внесение изменений и проверку груза, уменьшить риск штрафов за несоблюдение требований таможни (по данным Accenture).
Неудивительно, что на конец 2021 года уже 12% компаний отрасли задействовали блокчейн в транспортной логистике, а 41% собирались начать его использование в ближайшие пять лет.
«Таким образом, уже в течение пяти лет более половины компаний в отрасли с высокой долей вероятности начнут внедрение технологии распределенных реестров, и к этой ситуации в индустрии необходимо быть готовыми всем ее участникам. Нужно овладевать технологией, понимать ее плюсы и минусы», — напоминает Артем Генкин.
В том числе темпы внедрения будет подстегивать и ожидаемый экономический эффект. К примеру, по оценкам Morgan Stanley, возможные доходы от внедрения блокчейна могут составить до $0,5 трлн.
In-house оптимизация
Цифровые технологии позволят повысить эффективность не только в рамках основной деятельности транспортных компаний. Они помогут упростить, а зачастую сделать быстрее и дешевле множество внутренних, или in-house, процессов, которые все еще остаются высокозатратными и сложно реализуемыми. Так, технология распределенных реестров упрощает и делает дешевле комплаенс-процедуры в отношении транспортных средств. Исключить потенциальное мошенничество, в том числе скрутку пробега или искажение данных об истории владения, позволяет цифровой паспорт на блокчейне, уточняет Артем Генкин. Такой проект уже реализует индийский автопроизводитель MG совместно с блокчейн-компанией Koinearth — обновленный кроссовер MG Astor уже снабдили цифровым DLT-паспортом. С помощью блокчейна проще бороться и с контрафактными деталями — блокчейн-платформу Xceed для отслеживания автозапчастей запустил концерн Renault, а корпорация РЖД развивает решение на базе технологии распределенных реестров для отслеживания состояния колесных пар вагонного парка.
Игрокам отрасли поможет не только блокчейн. Все активнее будут задействоваться и такие технологии, как искусственный интеллект, включая компьютерное зрение и системы поддержки принятия решений, а также решения на базе Интернета вещей. Например, в отрасли уже используются т.н. «цифровые двойники», которые позволяют проще и эффективнее отслеживать техническое состояние транспортных средств. Такое решение уже тестирует Первая грузовая компания в рамках проекта «Цифровой двойник вагона» — с помощью специальных датчиков она мониторит состояние колесных пар вагонов подвижного состава. Как рассказал Анна Анциферова, product owner Первой грузовой компании, только в 2022 году это позволило своевременно отремонтировать более 2 тысяч вагонов, а точность выявления дефектов достигла 98%. В будущем компания планирует развивать решения для оптимизации бизнес-процессов на базе машинного обучения, которые помогут более точно распределять вагоны по транспортной сети, не говоря уже о повышении точности планирования.
Финансы в «цифре»
Отдельным направлением станет использование цифровых технологий для оптимизации системы расчетов в отрасли, а также операций, связанных с подготовкой внутренней документации. Такие операции все еще остаются узким местом для индустрии, снижая показатели эффективности. При этом речь идет не столько о внедрении уже существующих на рынке программных продуктов, например для автоматизации систем бухгалтерии и финансов. На первый план выходит использование интеграционных платформ, которые позволяют оцифровывать процессы оплаты, поиска и заказа транспортных средств, страхования грузов или пассажиров для множества участников транспортной цепочки. Результатом, конечно же, становится оптимизация. Как отмечает Кирилл Борундаев, директор по развитию VEZUBR, тот же автоматический расчет стоимости перевозки экономит до 80% времени на транспортировку, такой же уровень оптимизации позволяет получить использование участниками цепочки поставок безбумажного документооборота, как, кстати, и системы цифрового потокового страхования грузов. А по оценкам Минтранса России, внедрение в стране информационной системы электронных перевозочных документов позволит увеличить поступления в бюджеты разных уровней от внутренних автоперевозок на 90% (к 2030 году), напоминает Антон Шевченко, руководитель направления транспортного ЭДО группы компаний «АСТРАЛ».
В будущем цифровые технологии могут еще и принципиально изменить систему владения транспортными средствами. Например, не исключает Артем Генкин, возможно развитие такого формата, как совместное владение ими, при этом вся информация о последнем будет фиксироваться в блокчейн-платформе. Технология открывает возможности и для автоматизации взаимодействия всех участников процесса аренды транспорта — как для KYC-проверок арендатора и хранения лизингового контракта, так и для его автоматической оплаты после возврата автомобиля. Сдача в аренду через блокчейн-платформы будет возможна и для беспилотных автомобилей.
«В будущем беспилотные автомобили смогут сами оптимизировать маршруты и стоимость поездок, управляя трафиком и запросами клиентов в реальном времени. При этом расчеты будут происходить на базе защищенных P2P-транзакций на блокчейне, устраняя необходимость в централизованных сервисах оплаты», — резюмирует Артем Генкин.
Барьеры для digital
Впрочем, внедрение цифровых инноваций в отрасли тормозится целым рядом барьеров. В том числе речь идет о сравнительно низких темпах развития транспортной инфраструктуры, недостаточном уровне взаимодействия между участниками отрасли, препятствия создает и крайне неравномерный уровень цифровизации организаций. Сегодня барьеров, увы, становится больше. Так, серьезным риском остается обеспечение безопасности при внедрении цифровых решений в транспортной индустрии, особенно если речь идет о решениях иностранных вендоров. Кроме того, инновационными разработками нередко занимаются стартап-компании, которым выйти с решениями на крупный бизнес всегда непросто.
В первом случае выходом может быть ставка на технологический суверенитет. Как отмечает Константин Трофименко, руководитель рабочей группы по исследованию Умных городов Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, с точки зрения безопасности необходимо исходить из 100%-ной вероятности возникновения внешних вредоносных воздействий. А все внедряемые технологии цифрового транспорта должны проходить проверку на безопасность. Критически важным остается и фокус на импортозамещении, в том числе долгосрочном, а также на ресурсосбережении. Есть окна возможностей и для предпринимателей, развивающих уникальные российские решения для отрасли, в их числе — Общественный Совет при Министерстве транспорта РФ.
«Если по каким-то причинам не получается внедрять ваши технологии в отрасль, обращайтесь в Общественный Совет, все предложения рассмотрим без исключения», — уточнил первый заместитель председателя Общественного Совета Борис Лоран.
По его словам, после этого эксперты дадут оценку разработке, ее будут поддерживать и вести широкую информационную работу.
Ольга Блинова
https://www.if24.ru/transportnuyu-industriyu-zhdet-tsifrovoj-bum/