Группа ГАЗ, принадлежащая известному олигарху Олегу Дерипаске, готовится к выпуску нового автомобиля и одновременно – к уменьшению загрузки мощностей: на объемы ее производства негативно влияют американские санкции и сокращение заказов на машины. Да и качество этих автомобилей оставляет желать лучшего. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Было пять, станет четыре
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) представил на выставке Comtrans опытный образец легкого коммерческого автомобиля «Газель NN». Его производство должно начаться в 2020 году, продажи – в 2021-м.
Однако с конца октября нынешнего года вся группа ГАЗ может изменить режим работы, перейдя на четырехдневную неделю. Как ожидается, период неполной загрузки продлится до конца апреля 2020 года. В это время сотрудники будут получать зарплату исходя либо из фактически отработанного времени, либо из объема выполненных работ (цитируется «Коммерсант»).
В качестве причин называются спад рынка и санкции против группы ГАЗ, введенные властями США еще в прошлом году. Из-за них приостановил сотрудничество с компанией немецкий концерн Dailmler, хотя еще в 2010 году они подписали соглашение об организации в России контрактной сборки малотоннажных грузовых автомобилей Mercedes-Benz Sprinter – до 25 тысяч штук ежегодно.
Схожим образом поступила и Volkswagen Group, ведшая в течение двух лет переговоры о покупке доли в уставном капитале группы ГАЗ, – она их прекратила. Вдобавок она перестала поставлять дизельные двигатели для «Газелей».
Cбыт идет под откос
Ситуация с продажами коммерческих автомобилей, выпускаемых группой ГАЗ (привычных нам «Газелей»), явно противоречивая. Согласно информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), их реализация в июле выросла на 1,4 %, до 5,139 тысячи штук, хотя в январе-июле уменьшилась на 3,3 %, до 31,099 тысячи. Их доля на рынке нисколько не сократилась; напротив, в июле даже подросла: она составила 3,7 % против 3,5 % в аналогичном месяце 2018 года.
Зато продажи коммерческих автомобилей Mersedes-Benz в июле рухнули на 80,4 %, до 93 тысяч штук, за семь месяцев – на 77,5 %, до 841 тысячи. По всей видимости, столь сильный спад как раз и связан с прекращением сборки Mercedes-Benz Sprinter на ГАЗе в январе текущего года.
В целом же российский рынок стагнирует – это видно из данных все той же АЕБ: реализация новых легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке в июле снизилась на 2,4 %, до 139,968 тысячи штук. За семь месяцев их сбыт упал с точно таким же темпом – 2,4 %, до 968,718 тысячи машин.
Качество не на высоте
Вообще, немало автовладельцев недовольны качеством машин, производимых ГАЗом, о чем они открыто пишут на его официальной странице в социальной сети «ВКонтакте».
«4 года владел этим чудом, поменял все что можно, еле избавился», – пожаловался один из пользователей на автомобиль семейства «Соболь» (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены в оригинальном виде).
«Хорошая машина, если самому все перелопатить. Надеюсь при жизни увидеть Соболь Некст с нормальным дизелем, собранный руками и не ржавеющий», – написал другой пользователь.
«Хуже, чем двигатель эвотек 2.7 еще ничего не придумали, это какой-то позор, 60000 пробега, 2 капиталки сделал, спасибо инженерам, «классный движок»… Вчера поменяли маховик, по гарантии, на нем зубья содрало почти везде, из какого металла вы их лепите, могу только догадываться… Некст, отличный автомобиль отвратительного качества… Пипл хавает, поэтому улучшения вам не нужны, инженеры не парятся, можно миллиарды на запчастях зарабатывать… Альтернативы Нексту пока нет, а когда появится, посмотрим, как вы зашевелитесь…», – выразил негодование третий пользователь.
Именно на качество, равно как и на цену, обращает внимание любой покупатель. И если машина дешевая, то она вполне может оказаться ненадежной. А ведь автовладельцам нужны машины, которые не надо часто ремонтировать.
Кризис уже близко
Зато на днях владелец группы ГАЗ Олег Дерипаска посетил завод и рассказал рабочим о надвигающемся новом экономическом кризисе, вызванном торговой войной между США и Китаем (цитируется РБК).
Если такой кризис разразится, то группа ГАЗ окажется в еще более сложной ситуации, чем сейчас: с одной стороны, она, возможно, по-прежнему будет находиться под санкциями (когда их снимут – неизвестно), с другой – заказы на ее автомобили могут еще более снизиться, что неминуемо отразится на загрузке ее конвейеров.
«Положение группы может остаться непростым, если санкции не будут сняты, но преувеличивать их влияние не стоит. Компания продолжит свою работу, активизирует поиск других поставщиков, будет стремиться к повышению эффективности деятельности, сокращать расходы, то есть она останется одним из основных игроков отечественной автомобильной индустрии», – прогнозирует Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».
Аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов придерживается иной точки зрения: «Группа ГАЗ переживает нелегкие времена, так как многие поставщики и партнеры прекратили работать с компанией, опасаясь вторичных санкций. Если санкции не снимут, то завод вполне может приостановить работу. Уже сейчас ГАЗ уступает рыночную долю таким конкурентам, как Toyota и Ford».
По его мнению, решением может быть системная работа по снятию санкций по схеме «Русала», но проблема состоит в том, что отраслевое значение ГАЗа не столь велико, как значение «Русала», и его возможное банкротство не повлечет серьезных последствий для индустрии.
«Если санкции будут ужесточаться, показатели производства падать, а сотрудников в очередной раз отправят в корпоративный отпуск, то Горьковский завод остановит выпуск автомобилей. Из-за наложенных санкций группа ГАЗ уже перешла на предоплату с поставщиками и сейчас вынуждена гасить задолженность. Помимо этого, дилеры массово отказались вносить предоплату за автомобили, что также отразилось на бюджете компании», – прокомментировали в пресс-службе группы «АвтоСпецЦентр».
Проверенный способ
Тем не менее в группе ГАЗ надеются на поддержку государства. Олег Дерипаска сообщил рабочим, что в правительстве разрабатывается программа импортозамещения в автомобилестроении, которая позволит создать новые производства компонентов и организовать 30 тысяч рабочих мест. Но для участия в ней компаниям нужно будет иметь финансирование со стороны банков по доступным ставкам.
Заметим, что группа ГАЗ уже просила помощи у властей. «В апреле текущего года группа ГАЗ обратилась к правительству с просьбой выделить 29,5 млрд рублей с связи с тем, что санкции США могут привести к снижению производства во втором полугодии 2019 года на 40 %», – напомнили в пресс-службе группы «АвтоСпецЦентр».
То есть выходит, что вместо того чтобы повышать качество автомобилей и предоставлять выгодные условия покупателям, в группе ГАЗ снова хотят выпросить денег у государства. Но тогда возникает закономерный вопрос: почему Олег Дерипаска не вложит собственные средства? По версии Forbes, его состояние оценивается в 3,6 млрд долларов. Вполне может хватит на поддержку группы ГАЗ.
На запрос «ФедералПресс» по поводу целей визита Олега Дерипаски и текущей ситуации с производством и сбытом в пресс-службе группы ГАЗ сообщили: «Не комментируем».
Фото:группа ГАЗ
http://fedpress.ru/news/52/industry/2307622