Контракт на строительство мощнейшего ледокола планеты подпишут до конца апреля
До конца апреля судостроительный комплекс «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка) и «Росатом» должны заключить контракт на строительство атомного ледокола «Лидер» стоимостью 127,6 млрд руб., сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли. Все параметры согласованы, остается лишь понять, как в сложившейся ситуации оформить подписание контракта.
Дело в том, что физические лица-подписанты находятся в разных городах и в условиях ограничительных мер из-за коронавируса организовать очное подписание не так просто, уточняет один из собеседников «Коммерсанта». Два других источника не исключают, что контракт может быть заключен уже на этой неделе. Судно должно быть готово к эксплуатации в 2027 году.
На последнем совещании у вице-премьера Юрия Борисова, которое прошло 27 марта, были сняты все разногласия по «Лидеру», сообщили источники.
Речь шла о юридических вопросах, касающихся обеспечения контракта: 10 млрд руб., в которые входят конструкторская документация, затраты на банковскую гарантию и расходы на топливо, по нормативным документам не относятся к капитальным вложениям, но де-факто ими являются, из-за чего возникли трудности по согласованию их в рамках федеральной адресной инвестпрограммы.
Кроме того, обсуждались спорные моменты по неустойкам в рамках строительства ледокола.
Атомный ледокол «Лидер» на 120 МВт должен стать самым мощным в мире, вдвое превзойдя сдаваемые сейчас ледоколы типа «Арктика» (ЛК-60). Он должен обеспечить круглогодичную проводку по Севморпути с коммерчески приемлемой скоростью, что необходимо для вывоза на внешние рынки углеводородов. В частности, судно должно способствовать круглогодичному вывозу СПГ с проектов НОВАТЭКа на Ямале и Гыданском полуострове. Ледокол сможет преодолевать льды толщиной до 4,3 м, прокладывая коридор до 50 м шириной, и, как ожидается, проводить караваны на скорости 10–12 узлов.
Однако ряд собеседников в отрасли до сих пор высказывают сомнения относительно реальных возможностей ледокола осуществлять проводку с такой скоростью зимой в Восточной Арктике.
Борьбу за заказ активно вел входящий в Объединенную судостроительную корпорацию Балтзавод, строящий пять атомных ледоколов на 60 МВт. Также среди претендентов назывался керченский завод «Залив» (входит в корпорацию «Ак Барс» Рената Мистахова). Но в итоге политическим решением «Лидер» передали строящейся на Дальнем Востоке «Звезде», в 2019 году верфь была назначена единственным исполнителем заказа. Нулевой этап создания конструкторской документации в 3,5 млрд руб. взяла на себя «Роснефть», эти деньги ей потом должны быть компенсированы из бюджета. Контракт на разработку конструкторской и технической документации для «Лидера» за 3,2 млрд руб. был заключен с ЦКБ «Айсберг», срок исполнения работы — конец 2021 года. В декабре гендиректор ЦКБ Александр Рыжков в интервью газете «Страна Росатом» говорил, что в начале 2020 года планируется передать проект на «Звезду», после чего можно начинать выбирать поставщиков оборудования.
Поэтому, говоря о перспективах круглогодичной навигации следует оценивать не только ледопроходимость ледоколов, а эффективность работы пары ледокол—газовоз.
Планируемый на конец мая опытный рейс газовоза Arc7 «Кристоф де Маржери» в восточном направлении в сопровождении ледокола даст возможность получить первые результаты, добавляет эксперт.
В «Росатоме» заявили, что круглогодичная навигация в акватории Северного морского пути будет обеспечена раньше ожидаемого срока сдачи «Лидера» — к 2025 году, то есть даже до завершения строительства всех пяти ледоколов типа «Арктика», отмечает господин Григорьев. Планом развития инфраструктуры Севморпути предусмотрен даже более ранний срок: «начиная с навигации 2023 года» будет «обеспечена круглогодичная перевозка пассажиров и грузов в акватории Северного морского пути», заключает он.
http://morvesti.ru/news/1679/83239/