Иранская самолетостроительная компания «HESA» из г. Исфахан, Шахин-Шахр и «АНТК им. О.К. Антонова» 3 декабря 1995 г. заключили «Контракт о совместном производстве, проектировании, передаче технологии и изготовлении самолета Ан-140 № 141/3/10.11-140-74-1» на сумму 195,2 млн. долл.
Фюзеляжи IrAn-140-100 перед отправкой в Иран в цеху ХГАПП, сентябрь 2011 г.
Всего до 2020 г. планировалось выпустить по украинской лицензии 80 двухдвигательных турбовинтовых транспортных самолетов ИрАн-140 «Фараз» (Faraz). Опцион составлял еще 60 самолетов. Планируемый темп выпуска — до 12 самолетов в год. На начальном этапе предусматривалась сборка самолетов из комплектов, которые выпускаются украинскими предприятиями, далее иранцы планировали выпускать 30 % всех узлов, а остальные 70 % покупать в готовом виде в Украине с последующим переходом к изготовлению в своей стране большей часть узлов и деталей по украинской лицензии.
Сборка в Иране первого Ан-140 завершилась в октябре 2000 г., а в феврале 2001 г. начались его испытания. Иранская сторона заявила о разработке модификаций Ан-140, предназначенных для морского патрулирования, тактического транспортного с рампой и самолета ДРЛО. Сообщалось, что первая партия самолетов ИрАн-140 из 80 единиц предназначена, в основном, для внутреннего рынка ИРИ. Далее также планируется их производство на экспорт, в частности, для стран СНГ и ведущих торговых партнеров Ирана — Сирии, Судана, ОАЭ и КНДР, однако сообщения о ряде экспортных контрактов появились уже в 2003 г.
Первый серийный IrAn-140
В январе 2007 г., спустя более 11 лет после подписания контракта, Ali Asghar Mehrabi, советник Посольства Ирана в Украине сообщил, что украинские предприятия уже получили более 120 млн. долл., а выпущено лишь четыре самолета, хотя контрактом предусматривалось ежегодное производство 12 самолетов, начиная с 2000 г. Mohammad Moazzam, директор представительства HESA в Украине, обратил внимание на рост стоимости готового самолета с согласованных в контракте 6,12 млн. долл. до более чем 12 млн., что делает более выгодным приобретение подержанных западных лайнеров. Украинская сторона, в свою очередь, обвинила иранцев в организационных проволочках и задержках платежей.
На аэрокосмическом салоне МАКС-2007 делегации двух предприятий-партнеров договорились о поставках в Иран агрегатов новой модификации самолета Ан-140 — Ан-140-100. В сентябре 2007 г. было подписано дополнительное соглашение к контракту, согласно которому ХГАПП поставит HESA 16 самолетокомплектов для сборки Ан-140-100. Соглашением предусмотрено не только увеличение числа комплектов с 11 до 16, но и повышение их стоимости.
На авиасалоне «Iran Kish AirShow-2008» подписан меморандум о расширении сотрудничества по Ан-140, в частности выполнение отдельных модификаций по требованию иранской стороны.
В сентябре 2010 г. президент ГП «Антонов» Дмитрий Кива объявил о получении официальной заявки от Ирана на поставку комплектующих, материалов и агрегатов для сборки 30 самолетов в рамках существующей между Ираном и Украиной кооперации. По его словами, на тот момент в Иране было собрано 12 самолетов Ан-140, 10 из которых уже эксплуатировались. Правда, в конце того же 2010 г. иранцами при заводе-изготовителе была создана одноименная авиакомпания «HESA Airlines», которая и продолжила эксплуатацию большинства летающих самолетов Ан-140. Цех окончательной сборки предприятия, рассчитанный на одновременную работу с четырьмя самолетами, фактически простаивает с того же 2010 г.
К середине 2013 г. в летной эксплуатации находилось всего пять самолетов: 2 в авиакомпании «Police Aviation» и 3 в авиакомпании «HESA Airlines». Еще два самолета облетаны и находятся на хранении в Исфахане, предполагается их экспорт в одну из африканских стран. Еще три самолета по-прежнему находятся в цехах предприятия, вместе с первым выпущенным самолетом, который используется для отработки и модернизации патрульной версии, и четвертым снятым с летной эксплуатации самолетом авиакомпании «HESA Airlines».
Перечень самолетов типа IrAn-140 (IrAn-140-100), выпущенных иранской авиастроительной компанией HESA (г.Исфахан)
Сер. номер HESA | Рег. номер | Тип, дата 1-го полета | Примечание | |
1 | 90-01 | EP-SFD | IrAn-140, 04.02.2001 | Авария 12.08.2005 г., отремонтирован и переоборудован в патрульный вариант,на хранении в авиакомпании «HESAAirlines» |
2 | 90-02 | 2201 | IrAn-140, 17.03.2003 | Авиакомпания «Police Aviation» |
3 | 90-03 | 2202 | IrAn-140, 11.02.2005 | Авиакомпания «Police Aviation» |
4 | 90-04 | EP-SFG | IrAn-140-100, .01.2007 | Катастрофа 15.02. 2009 г. |
5 | 90-05 | EP-GPA | IrAn-140-100, 18.03.2008 | Авиакомпания «HESA Airlines» Катастрофа 10.8.2014 г. |
6 | 90-06 | EP-GPB | IrAn-140-100, .10.2008 | Авиакомпания «HESA Airlines» |
7 | 90-07 | не имеет | IrAn-140-100, .05.2011 | На хранении в авиакомпании «HESAAirlines», предполагался экспорт в Сьерра Леоне |
8 | 90-08 | не имеет | IrAn-140-100, | Фюзеляж доставлен из Харькова в Исфахан в 2010 г., в процессе окончательной сборки |
9 | 90-09 | EP-GPC | IrAn-140-100, .03.2009 | Фюзеляж доставлен из Харькова в Исфахан 18.12.2007, авиакомпания «HESA Airlines» |
10 | 90-10 | EP-GPD | IrAn-140-100, 03.2012 | Фюзеляж доставлен из Харькова в Исфахан 07.04.2008, авиакомпания «HESA Airlines» |
11 | 91-01 | не имеет | IrAn-140-100 | Фюзеляж доставлен из Харькова в Исфахан, в процессе окончательной сборки |
12 | 91-02 | EP-GPF | IrAn-140-100, 14.10.2012 |
Фюзеляж доставлен из Харькова в Исфахан 14.08.2008, на хранении вавиакомпании «HESA Airlines»,предполагался экспорт в Сьерра Леоне |
13 | 91-03 | не имеет | IrAn-140-100 | С 2010 г. работы по самолету не ведутся,фюзеляж из Харькова не доставлен |
В настоящее время работы по программе постройки самолетов ведутся очень медленно, приостановлены работы по освоению производства деталей систем самолета, работа Представительства ХГАПП в HESA также приостановлена.
http://diana-mihailova.livejournal.com/109965.html