Home » Водный транспорт » Арктические планы и возможности

Арктические планы и возможности

На прошлой неделе президент России Владимир Путин подписал новую Морскую доктрину. Текст поправок опубликован на сайте Кремля. В документе не только подчеркивается необходимость «содействия максимальному размещению заказов отечественных потребителей морской техники на национальных верфях», но и уделяется особое внимание развитию Арктики и ледокольного флота. Контроль за этим регионом, согласно тексту документа, должен обеспечить экономическое и геополитическое могущество России. Будет ли это способствовать увеличению грузооборота по Северному морскому пути?
 

Арктические планы и возможности

Арктические планы и возможности

Морская доктрина приросла Арктикой

«Главная цель этого сложнейшего документа заключается в обеспечении целостной, последовательной и эффективной морской политики России, направленной на защиту государственных интересов», – отметил В. Путин.

Необходимо подчеркнуть, что ранее Арктика в документе вообще не учитывалась. Один из основных акцентов сделан именно на ее развитии. Важность Арктики обусловлена значением Северного морского пути (СМП), который дает России выход в Атлантический и Тихий океан. К тому же данный регион богат ресурсами континентального шельфа.

«Сегодня идет строительство нового атомного ледокольного флота. В 2017, 2019 и 2020 гг. уже три атомных ледокола приступят к работе, к ледовым проводкам. Кроме того, Арктика для нас – это свободный выход в Атлантический и Тихий океаны, не ограниченный ничем», – подчеркнул вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Отметим, что Морская доктрина охватывает четыре функциональных направления (военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также разработка полезных ископаемых) и шесть региональных – атлантическое, арктическое, тихоокеанское, Каспий, индоокеанское и добавлена Антарктида, поскольку в последнее время вокруг нее развивается достаточно много событий, это очень интересный для России регион.

Напомним, что разработка этого документа шла в рамках Морской коллегии при правительстве РФ при ведущей роли Военно-морского флота России. Всего 15 федеральных органов исполнительной власти и организаций принимали участие в разработке новой редакции.

Северному морскому пути добавят грузов

В новой редакции Морской доктрины содержатся положения не только о поддержке отечественных судостроителей, но и о развитии российского транспортного флота и специализированных решений для освоения Мирового океана.

«Однако, помимо государственного финансирования и поддержки технологического и научного развития, также предполагается формирование рыночного спроса на продукцию судостроителей», – комментирует директор по маркетингу группы «Транзас» Александр Пинский.

В Арктическом региональном направлении Морской доктрины упор сделан также на освоение природных ресурсов Арктики и ее территорий.


«Освоение региона, а также совершенствование систем мониторинга и арктической навигации будут способствовать развитию грузооборота по Северному морскому пути. Сначала увеличится объем национальных транспортировок, а в дальнейшем – международных», – полагает А. Пинский.


По мнению заместителя генерального директора АО «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО «ЦНИИМФ») Юрия Иванова, развитие арктических зон ориентировано в основном на завоз грузов, а также добычу и экспорт углеводородов. «В ближайшие 4 года объем вывоза может достигнуть 15 млн т», – прогнозирует эксперт.

По его словам, для организации транзитных перевозок грузов между Азией и Европой необходимо совершенствовать инфраструктуру Северного морского пути.

«В первую очередь должны быть построены современные контейнерные терминалы, порты-хабы на Востоке (Петропавловск-Камчатский) и Западе (Мурманск), имеющие соответствующие мощности для перевалки грузов в контейнерах и рефрижераторах», – добавляет Ю. Иванов.

Россия может извлечь значительную экономическую выгоду из развития и эксплуатации СМП – кратчайшего морского пути от европейских до восточноазиатских портов. Еще более важно в этой связи образование стратегического внутреннего маршрута, соединяющего сибирские речные порты друг с другом, а также с европейскими и дальневосточными районами страны. Сегодня полным ходом идет реализация программы по созданию арктической инфраструктуры на острове Шмидта, Новой Земле, Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа. Названные острова очень важны для России, поскольку между ними и континентальной частью страны проходит кратчайший маршрут из Европы на Дальний Восток.

Коридору нужен флот

Дрейфующие льды и сравнительно низкая глубоководность ограничивают использование и вместимость судов. Однако при всех преимуществах данного маршрута транспортировка грузов по СМП может быть весьма непредсказуема в силу погодных колебаний, изменчивости ледового покрова. Также, по мнению участников рынка, рост перевозок по данному маршруту сдерживает то, что у зарубежных компаний нет собственного ледокольного флота, а арендовать российские мощности они не рискуют. Эксперты отмечают, что Россия несет большие затраты на поддержание и содержание инфраструктуры Северного морского пути: это навигационная безопасность, ледокольная проводка, средства спасения.


«Я считаю, что необходимо усовершенствовать правовую базу по транспортному обеспечению Арктической зоны РФ. Об этом уже говорилось на заседании в недавно созданной Комиссии по делам Арктики. Нужно ввести путевой сбор от иностранных судов, применение которого должно сохранить эффективность СМП по сравнению с Суэцким каналом, через него сейчас идет основной грузопоток. Внедрив такой сбор, Россия должна будет обеспечивать ледокольную проводку и навигационную безопасность. И, в свою очередь, получит выгоду от развития транзитного грузопотока», – комментирует Ю. Иванов.


Для дальнейшего развития СМП необходимо модернизировать его морские порты и отгрузочные терминалы, а также начать строительство новых ледоколов и транспортных судов, создать технологический флот для геологоразведки и обслуживания сооружений на шельфе. По мнению участников рынка, транзитный потенциал СМП может раскрыться только в отдаленном будущем, пока же по нему осуществляется в основном северный завоз и экспорт углеводородов.

Татьяна Симонова

Справка

Географически Северный морской путь представляет собой кратчайший маршрут, соединяющий Европу с Дальним Востоком и западной частью Северной Америки. Так, расстояние от Москвы до Петропавловска-Камчатского через Владивосток составляет 11 654 км, в то время как по Северному морскому пути через Архангельск – 9245 км, то есть на 2409 км, или 1300 морских миль, меньше. В настоящее время путь из Токио в Нью-Йорк через Панамский канал (18 тыс. км) или из Токио в Роттердам через Суэцкий канал (20 тыс. км) занимает около 40 дней. Если идти по Северному морскому пути, то оба расстояния сокращаются до 13 тыс. км. В таком случае дорога составляет всего 25 дней. 

http://www.rzd-partner.ru/interviews/comments/arkticheskie-plany-i-vozmozhnosti/

Добавить комментарий