На этот и другие вопросы ответили эксперты в ходе проведения 60-й Московской международной конференции «Современный аэропорт» и выставки «Техника, оборудование и передовые технологии для аэропортов».
На сегодняшний день перед современными аэропортами стоят несколько важных задач. В их числе повышение эффективности управления производственными процессами и удовлетворение потребностей пассажиров в предоставлении качественных услуг. В целом это глобальные вопросы обеспечения безопасности и повышения качества обслуживания. Нестандартный подход к современным аэропортовым комплексам ─ это результат растущих потребностей пассажиров, которые ожидают от аэропорта эффективной работы, но и при этом хотят чего-то большего.
Сегодня речь идет уже о создании аэроградов как главного тренда. Пассажир, приезжая в аэропорт, хочет видеть просторный, чистый, удобный аэровокзальный комплекс, где он сможет комфортно провести время до вылета. Для развития и конкурентоспособности любая воздушная гавань должна предоставить инфраструктуру, способную гарантировать высокое качество обслуживания. На этих важных моментах остановился в своем выступлении президент Ассоциации «Аэропорт» ГА стран ─ участниц СНГ Вадим Волков.
Сегодня уделяется большое внимание внедрению автоматизированных технологий, в том числе на территории аэропортов. Предвестники их повсеместного использования появляются уже сейчас. Совсем скоро билеты и посадочные талоны в бумажном виде уйдут в прошлое. И система использования электронных билетов и талонов ─ только начало. Современный аэропорт не сможет развиваться без внедрения биометрической системы идентификации. Пройдет совсем немного времени, и мы будем без очередей и сутолоки проходить все необходимые процедуры.
Генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» ГА Виктор Горбачев отметил, что основные требования к современному аэропорту ─ это не только технологии, но и культура обслуживания. Авиация всегда первая апробирует все новшества в сфере транспорта. В связи с современными вызовами возникает ряд проблемных моментов, связанных с оборудованием. За последние годы мы все привыкли к тому, что техника иностранного производства установлена повсеместно, особенно это касается аэропортов. Сегодня остро встает вопрос замены иностранной техники российскими аналогами. Так, сейчас у многих подходит предельный срок службы досмотрового оборудования. Как быть, если отечественные аналоги не могут применяться? Ассоциация изучает этот вопрос.
Антон Корень, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации рассказал о трендах 2021 года, которые говорят о росте авиационной отрасли в сопредельных государствах. К сожалению, в России наблюдается падение числа перевозок воздушным транспортом, в основном за счет зарубежных поездок, которые упали на 80%. Число внутренних перевозок восстановилось. За последние три года помесячно наблюдается значительное снижение международных перевозок, но рост по внутренним. Именно поэтому сегодня очень важно грамотно и комплексно оценивать объем перевозок и принимать решения только при проработке всех вопросов.
Кто-то говорит, что наш рынок нельзя прогнозировать, но специалисты утверждают, что это не так. Если стоит задача развивать инфраструктуру, прогнозы строить можно. Если правильно проработать стратегию развития каждого маршрута, даже небольшие региональные аэропорты способны конкурировать с большими собратьями. Стратегия маршрутов – это часть работы по формированию финансовой модели аэропорта, которая может стать драйвером развития всего региона.
Так, аэропорт Домодедово строит большие планы. Как утверждает директор по неавиационному маркетингу аэропорта Владимир Бурденко, при правильном взаимодействии аэропорт может дать возможность развития региону, в первую очередь обеспечивая занятость населения и бюджетные поступления. Рабочие места притягивают поток населения, что служит предпосылкой для развития транспортной инфраструктуры. Аэропорт Домодедово приступил к реализации большого амбициозного проекта ─ «Аэротрополис Домодедово». Инвестиции, которые планируется привлечь в реализацию проекта, за 10 лет могут составить 446 млрд рублей. И планы уже претворяются в реальные проекты.
Как подчеркнул Виктор Горбачев, Домодедово – единственный аэропорт, которому есть куда развиваться. Остальные московские воздушные гавани не имеют такой возможности в силу того, что они уже со всех сторон ограничены городской застройкой.
Генеральный директор Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте Александр Авдеев подробно разъяснил международные требования обслуживания пассажиров, а также подчеркнул важность создания национальной системы упрощения формальностей, введенной девятым приложением ИКАО. Перед современным аэропортом, по мнению спикера, стоит главная задача: повышение эффективности и результативности работы, активная поддержка инновационных начинаний.
Основная проблема сегодня состоит в том, что ни один российский аэропорт не принимает на себя обязанность по временным гарантиям по обслуживанию пассажиров. Так, Сингапур, самый быстрый аэропорт в мире, заявляет и подтверждает действиями, что обслуживание пассажира в воздушной гавани составляет не более 20 минут. В РФ до сих пор операторы воздушного транспорта не принимают обязательств по качеству услуг, что противоречит фундаментальному закону о защите прав потребителей. При этом иностранные производители воздушных судов выпускают руководство по коммерческой эксплуатации, где обслуживание рейса гарантируется за 10-20 минут. Почему-то авиакомпании не требуют с операторов аэропорта качественных услуг, а значит не предоставляют их и пассажирам. Есть много вопросов и в части обязательного обеспечения доступной среды на территории аэровокзалов.
Ассоциация «Аэропорт» ГА стран – участниц СНГ, объединяющая на сегодняшний день большое число субъектов транспортной инфраструктуры, а также производителей проблемами отрасли занимается комплексно, отстаивая интересы представителей авиаотрасли. Защита интересов – одна из ключевых задач Ассоциации. Большая работа организации состоит в подготовке предложений и инициатив по внесению изменений в законодательство. Особенно остро сегодня стоит проблема сохранения региональных аэропортов. За прошлый год только по этой теме составлено и передано в компетентные государственные органы 23 обращения и экспертных заключения, которые готовятся на основании запросов членов Ассоциации.
Многие предложения нашли отражение в уже принятых документах, среди которых Транспортная стратегия, а также ряд приказов Минтранса России. Много вопросов обсуждается в ходе проведения конференций и собраний. Так, решено, что следующая конференция Ассоциации, которая состоится в октябре этого года, будет посвящена теме кибербезопасности производственных процессов в аэропортах и использованию информационных технологий отечественного производства.
https://www.securitymedia.ru/news_one_15453.html