Технологическая революция преподносит всё новые сюрпризы. Беспилотные такси со страниц фантастических романов прямиком выезжают на дорогу — в Питтсбурге компания Uber при поддержке автоконцерна Volvo выведет на линию 100 машин. Пока техника на грани фантастики будет работать в тестовом режиме под присмотром оператора и водителя, который в случае чего сможет принять управление на себя. Жители Питтсбурга станут первыми бенефициарами научно-технического прогресса — прокатиться на самодвижущемся такси они смогут совершенно бесплатно, достаточно будет сделать заказ, воспользовавшись приложением Uber.
Не Uber’ом единым
Компания Uber не одинока в своём стремлении создать беспилотный общественный транспорт. В этом направлении усердно работают инженеры по всему миру. Все ожидали, что первыми в рейс беспилотные авто выведут Google и Tesla. Но они всё ещё испытывают и дорабатывают свои проекты. Между тем Tesla уже успела войти в историю с первым беспилотным ДТП со смертельным исходом.
Экспериментальную обкатку беспилотников активно проводят американская компания nuTonomy и британская Delphi Automotive. В качестве полигона ими были выбраны улицы Сингапура. Беспилотник Delphi Automotive также совершил автопробег от Сан-Франциско до Нью-Йорка — 5,5 тыс. километров за 9 дней. Тест-драйвы будут продолжены, и в 2019 году Delphi Automotive планирует выйти на рынок со своими самодвижущимися авто.
Беспилотный бум охватил мировую автоиндустрию. В погоню за созданием своего умного автомобиля включились такие автогиганты, как General Motors, Volkswagen, Audi, BMW, Volvo, Nissan. GM совместно с конкурентом Uber — компанией Lyft намереваются в 2018 году выпустить собственную версию машины без водителя.
Не отстают от прогресса и японцы. Одни из главных мировых производителей футуристической техники уже приступили к испытаниям на людях: в префектуре Канагава участники эксперимента ездят на беспилотных такси от дома до магазина. Разработчик — японская компания Robot Taxi Inc — планирует запустить беспилотники в серию в 2020 году — к началу летней Олимпиады в Токио.
Своё беспилотное такси есть и у корейцев. Со скоростью 30 км/ч оно курсирует по территории Сеульского университета, перевозя студентов. Это детище компании Intelligent Vehicle IT Research Center получило название Snuber.
Китайцы дышат в спину конкурентам. Китайский интернет-гигант Baidu собирается в течение пяти лет начать массовое производство самоуправляемых автомобилей. Пробный заезд был проведён в Пекине в прошлом году. Машина преодолела 29 километров и в ходе испытаний разогналась до сотни. Теперь на очереди более длительная и детальная тестовая обкатка в городских условиях.
Есть уже и действующие проекты. В лондонском аэропорту Хитроу шестой год подряд пассажиров развозит робокар. С прошлого года беспилотные автобусы CityMobil2 курсируют по улицам греческого города Трикала. Вскоре микроавтобусы без водителя появятся в Финляндии — на улицах Хельсинки, Эспоо и Тампере.
Эксперты предрекают пик беспилотного бума к 2030 году.
Наш беспилотный ответ
Россия беспилотная начиналась с грузовых автомобилей. Первые проекты разрабатывались «Группой ГАЗ» и консорциумом КамАЗ. Как сообщили в пресс-службе «Группы ГАЗ», работа над дистанционно управляемой машиной «Урал» продолжается. А вот беспилотные КамАЗы уже готовятся к испытаниям на трассе. По расчётам производителей, к 2023 году машину должны довести до серийной сборки.
Разработчики не обошли вниманием и общественный транспорт. Первый беспилотный автобус в тестовом режиме сегодня курсирует в Сколково. Недавно его прототип был представлен в Москве на «Форуме стратегических инициатив».
«Разработку беспилотного автобуса ведёт компания Volgabus и конструкторское бюро «Аврора», — сказал в интервью RT директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. — Мы надеемся, что до конца 2017 года автобусы появятся на опытных линиях, и в начале 2018 года мы сможем организовать пилотное использование их для нужд чемпионата мира по футболу».
Придётся подождать
О создании отечественного беспилотного такси речь пока не идёт: слишком велико технологическое отставание от конкурентов. Правда, по мнению экспертов, оно стремительно сокращается.
«Два года назад мы отставали на 20 лет, сейчас — на 10, — отметил Дмитрий Песков. — Ключ к успеху — обработка данных, которые собирает автомобиль в беспилотном режиме. Дальнейшее проектирование сводится не к созданию конструкторского решения, а к наработке опыта, который позволит избежать всех возможных потенциально опасных ситуаций. А опыт можно получить только в процессе опытной эксплуатации. Один автомобиль генерирует в день примерно 75 гигабайт данных. В России сегодня даже близко нет инфраструктуры и компаний, которые могли бы организовать массовое тестирование подобных автомобилей. Но отдельные конструкторские решения и отдельные опытные автомобили у нас появятся. Мы стремительно сокращаем это отставание».
Однако в обозримом будущем обновление российского таксопарка не предвидится. Это мнение разделяют и представители крупных сервисов по заказу такси.
«Когда это дойдёт до России, сложно сказать, — заявил в интервью RT директор по коммуникациям Uber Александр Костиков. — Пока идёт испытание в других странах. Есть ряд вопросов, которые касаются технических и законодательных аспектов. Сейчас изучается, как эта технология вообще будет работать».
«Мы следим за развитием беспилотного транспорта, — сказала в интервью RT руководитель PR-проектов Яндекс.Такси Элина Ставицкая. — Но пока беспилотные такси не запущены в производство, говорить об их использовании преждевременно».
Клубок проблем
Футуристическое средство передвижения принесёт с собой целый комплекс вполне прозаических проблем. Прежде всего потребуется изменить законодательство: ведь ни в одних сводах правил ничего не сказано об использовании машины без водителя. А над этим вопросом наши законотворцы ещё не задумывались. И, по утверждению члена комитета Госдумы по транспорту Александра Васильева, тему беспилотников законодательно ещё лет 10 обсуждать не будут.
ДТП с участием беспилотника Tesla в очередной раз выдвинуло на первый план проблему безопасности использования самодвижущегося транспорта. Кто будет нести ответственность за нарушения? Кому дорожная полиция станет выписывать штрафы и как в случае необходимости остановит авто без водителя?
В этот список надо также добавить состояние дорог, экономическую целесообразность нововведения и, конечно, социальный фактор — что будет с таксистами и водителями общественного транспорта? Вопросов гораздо больше, чем ответов.
Следующая остановка — воздух
Вызвать беспилотное такси мы сможем ещё не скоро. По крайней мере, без участия оператора умная техника в обозримом будущем передвигаться не сможет. «Мы не думаем, что в ближайшие 5 лет где-либо в мире беспилотные такси выйдут на дороги общего пользования в режиме, в котором у них не будет контролирующего движение транспортного средства человека, — прокомментировал ситуацию Дмитрий Песков. — Пока сенсоры и программные средства не позволяют в полной мере обеспечить безопасность в беспилотных транспортных средствах».
Не успели первые опытные беспилотные такси отправиться в рейс, а инженеры уже задумались над новыми прорывными технологиями. На повестке дня — беспилотное авиатакси.
«В горизонте 10 лет надо делать ставку на беспилотное такси, которое передвигается не по земле, а по воздуху, — отметил Дмитрий Песков. — Сегодня наши основные зарубежные конкуренты начинают вкладываться в воздушное такси».
И здесь российские разработчики могут взять реванш у западных коллег. В проекте у отечественных инженеров — создание беспилотного пассажирского летающего такси.
Илья Оганджанов
https://russian.rt.com/article/317859-odinochnoe-katanie-kogda-na-dorogah-poyavyatsya-taksi