Каковы тенденции в развитии гражданских вертолетов? Какие факторы повышают спрос на винтокрылые машины и будет ли этот спрос расти (на основе данных от компании «Вертолеты России»: goo.gl/YOG2Ja)?
Вертолеты начали активно применяться в 50-х гг. ХХ века во время Вьетнамской войны. Самыми популярными были Sikorsky S-55 и Bell 47. В условиях отсутствия дорог и гористой местности они доказали свою эффективность не только в качестве боевых машин, но и как транспортные средства для перевозки солдат, для доставки различных грузов: оружия, продуктов, медикаментов и т. д.
Индия одобрила покупку у России 197 вертолетов ОАО «Камов»
Этот опыт подтолкнул вертолетостроение к массовому развитию. Стали появляться новые образцы. Акцент с военных машин переместился на гражданские, «заточенные» уже под конкретные нужды: для тушения пожаров, санавиации, грузовых перевозок, патрулирования территорий, частных и бизнес-перелетов. Сегодня, обладая почти столетней историей (еще во время Второй мировой войны Германии использовала FI.282), вертолетный мировой парк продолжает развиваться и расти, а вертолеты активно применяются государственными и коммерческими структурами, возрастает доля частного владения.
Факторы развития
В 2008 году количество гражданских вертолетов в мире составило 24 086 машин, а в 2014 году их уже было 37 530. И это несмотря на мировой экономический кризис, в т.ч. в топливно-энергетическом комплексе.
В процентном соотношении ситуация по странам и регионам выглядит так:
- Северная Америка ‒ 37,3%.
- Европа ‒ 19,4%.
- Азиатско-Тихоокеанский регион ‒ 12,8%.
- Латинская Америка ‒ 12,3%.
- Россия ‒ 7,1%.
- Африка ‒ 5,4%.
- Остальные ‒ 5,7%.
В РФ налажен выпуск вертолетных двигателей, выпускавшихся на Украине
Спрос на вертолеты, учитывая приведенные выше цифры, очевиден. Что этому способствует?
- Освоение новых месторождений полезных ископаемых, инвестиции в разработку морских шельфов. Вертолеты здесь просто незаменимы из-за труднодоступности многих мест.
- Высокая потребность в новых вертолетах со стороны различных государственных структур (санавиация, лесоохрана, полиция, нужды администраций регионов).
- Растущий спрос со стороны корпоративных заказчиков: развитые сети филиалов, контакты с партнерами, налаживание связей со смежными отраслями требуют мобильности и оперативности. Появляются компании, эксплуатирующие вертолет в коммерческих целях, например, для туризма и ознакомительных полетов, для установки вышек сотовой связи и т. д.
- Рост частной авиации.
Компания Honeywell Aerospace в 2015 году проводила опрос среди эксплуатантов воздушных судов, которые собираются поменять вертолет в течение ближайших пяти лет, и выяснила, что главными критериями выбора новой винтокрылой машины являются:
- дальность полета;
- размер салона;
- технологические инновации;
- стоимость как самого вертолета, так и его обслуживания.
«НИИ парашютостроения» рассчитывает удвоить прибыль
Перспективы развития мирового рынка гражданских вертолетов
Согласно прогнозам аналитического центра компании «Вертолеты России», к 2023 году мировой гражданский парк вертолетов пополнит 19 200 единиц. Их распределение в зависимости от назначения техники будет следующим:
Наибольший спрос ожидается на многоцелевые вертолеты. Доля российской техники составит около 5%.
В 2013 году (самые свежие данные, которые удалось найти на момент написания статьи) распределение между компаниями-вертолетостроителями было следующим:
К 2023 году, по данным исследовательского агентства в области авиации и военной техники Forecast International, доля гражданских вертолетов в мире составит 76%, военных ‒ 24%, при этом по затратам бюджет распределится на уровне 40% и 60% соответственно.
Тенденции в развитии гражданских вертолетов
Ожидается увеличение не только количества воздушных судов, но и качественное развитие тенденций, заметных уже сегодня:
- Снижение совокупной стоимости владения вертолетом.
- Широкое внедрение интерактивных электронных руководств и эксплуатационной документации.
- Повышение безопасности полетов за счет распространение бортового оборудования спутниковой навигации и посадки, а также интегрирования цифровых систем управления полетом.
- Улучшение комфорта в кабине для экипажа и пассажиров за счет снижения шума и вибрации на борту, доступа в интернет.
- Забота об экологии (работы по сокращению выбросов углекислого газа в окружающую среду).
Коротко об итогах
Наиболее емкими рынками для поставок вертолетов являются Северная и Латинская Америка, а также АТР благодаря высокому спросу из Китая и Индии. Ежегодные поставки ожидаются на уровне 2500 единиц, две трети из которых ‒ гражданские вертолеты. Наиболее востребованы многоцелевые машины. Причем внимание уделяется не только универсальности воздушных судов, но и их комфорту, безопасности полетов, а также сокращению выбросов вредных газов в окружающую среду.
http://tass.ru/novosti-partnerov/3793252