Home » Водный транспорт » Северная консолидация

Северная консолидация

В правительстве России намерены создавать единые центры по освоению Арктики, преодолев межведомственную разобщенность. С этой целью Администрацию Севморпути планируется превратить из сугубо технического органа в «арктическое министерство». Ожидается, что принципиальные решения по вопросам государственного регулирования арктической деятельности будут приняты в марте 2017 года президентом России.

За арктическим горизонтом

Северная консолидация
Основная задача, которая в настоящее время стоит перед правительством России в вопросах освоения Арктики — это преодоление межведомственной разобщенности. Об этом журналистам по итогам заседания государственной комиссии по Арктике заявил ее председатель, заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин. В ходе самого заседания он подверг критике деятельность большинства министерств, которым давались поручения по арктическим вопросам за медленное их исполнение. Так, уже должна была быть подготовлена подробная Концепция транспортного развития Арктики до 2030 года, госпрограмма социально-экономического развития Арктики и соответствующий закон. Однако этого сделано не было.

Впрочем, министерства можно понять – ведь для большинства из них Арктика – это лишь один из многих вопросов, причем не самых актуальных на сегодняшний день. Возможно, в том числе по этой причине решено создавать и другие центры управления Арктикой. Если говорить конкретно о морском транспорте, то здесь координирующим центром, по словам Дмитрия Рогозина, должна стать Администрация Северного морского пути. Сегодня это – сугубо технический орган, выдающий разрешения на проход судов по арктической магистрали. Теперь же его хотят превратить, фактически, в «арктическое транспортное министерство». «Администрация Севморпути должна быть не просто службой, которая констатирует определенные грузопотоки, но службой, которая должна их организовывать, работать на привлечение к Северному морскому пути ведущих мировых перевозчиков», — сказал Дмитрий Рогозин. Причем эта работа должна быть скоординирована и с развитием отечественного судостроения. Здесь большие надежды возлагаются на судостроительный комплекс «Звезда», благодаря которому в России смогут строить крупнотоннажные арктические суда.

Отметим, что объем перевозок по Северному морскому пути по состоянию на 1 декабря 2016 года (данные представлены министерством экономического развития России) достиг рекордного показателя в 6,9 млн тонн. Ожидается, что в ближайшие несколько лет он возрастет до 30 млн тонн в год благодаря освоению арктических месторождеий углеводородов.

В целом развитие Арктики планируется осуществлять на основе принципа опорных зон, которые формируются на базе крупных проектов, в том числе транспортных.

Холодные расчеты


Вместе с тем, сегодня уже реализуется комплексный проект развития Северного морского пути, утвержденный правительством Российской Федерации в 2015 году и комплекс мер по навигационно-гидрографическому, аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению судоходства, развитию арктических морских портов.

Помимо известных проектов в порту Сабетта и отгрузки нефти с Новопортовского месторождения, среди морских транспортных проектов можно выделить такие, как реконструкция порта Нарьян-Мар и создание перегрузочных комплексов в бухте Индига. Объем инвестиций в указанные проекты составляет 3,7 млрд руб. Инвестор — ОАО «Ненецкая нефтяная компания», уже приступил к проектированию.

ОАО «ННК-Таймырнефтегаздобыча», в свою очередь, является инициатором строительства нефтяного терминала мощностью 5 млн тонн в год на мысе Таналау для отгрузки нефти с Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. Общий объем инвестиций в проект оценивается 8,9 млрд руб. В настоящее время инвестор осуществляет разработку проектной документации.

В стадии предпроектных проработок находится проект по созданию глубоководного района «Северный» морского порта Архангельск. Им предусматривается создание нового грузового района, который будет состоять из четырех самостоятельных специализированных перегрузочных комплексов общей мощностью 28 млн тонн в год. По словам Дмитрия Рогозина, этот проект, как и связанный с ним железнодорожный проект Белкомур являются одними из приоритетных для Арктики.

Также можно упомянуть проект строительства топливно-энергетического комплекса в районе морского порта Тикси (ООО «Арктик углесинтез») и строительство в районе морского порта Беринговский в лагуне Аринай, который предусматривает создание специализированного угольного терминала мощностью 10 млн тонн в год (инвестор ООО «Берингтрансуголь»).

Кроме того, имеется проект строительства комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата на Салмановском (Утреннем) нефтегазоконденсатном месторождении, который предполагает строительство терминала для перевалки СПГ ориентировочной мощностью 16,5 млн тонн в год. Инвестор проекта ООО «Арктик СПГ-2» (ОАО «Новатэк») уже завершает строительство причала для отгрузки стройматериалов, топлива и техники для обустройства месторождения.

Для успешного развития Арктики необходимо строить новый ледокольный флот. Пять действующих атомоходов потребуют вывода из эксплуатации в период с 2017 по 2025 годы (в 2018 году должен быть списан атомный ледокол «Таймыр», а в 2020 «Вайгач»). Большая часть дизель-электрических ледоколов «Росморпорта» подлежит списанию к 2017–2019 годах.

В настоящее время на ООО «Балтийский завод — Судостроение» в Санкт-Петербурге строится серия из трех атомных ледоколов ЛК-60Я мощностью 60 МВт проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал») со сроками поставки 2017 – 2020 годы.

Для успешного развития Арктики необходимо строить новый ледокольный флот
Однако и этого недостаточно. Для обеспечения бесперебойных перевозок как по высокоширотным, так и по низкоширотным маршрутам караванов крупнотоннажных судов необходимо строить принципиально новый ледокол-лидер, способный прокладывать канал шириной не менее 50 м и обеспечивать коммерческую скорость в 10 узлов. Проектированием таких ледоколов занимается Крыловский государственный научный центр и ЦКБ «Айсберг», о чем более подробно мы писали ранее. 

Для строительства таких судов, которые предполагается строить на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в Санкт-Петербурге, придется провести модернизацию соответствующих производств («Балтийский завод», либо «Северная верфь»).

При всем этом необходимо обеспечивать и постепенную локализацию технологий и оборудования и в этом вопросе уже наблюдается положительная динамика. Так, уровень локализации при строительстве упомянутых атомоходов мощностью 60 мВт уже удалось повысить с 30% до 50%. По словам Дмитрия Рогозина, к середине 2017 года планируется создать тажке единый электронный каталог продукции и технологий для применения в арктических районах с указанием объемов производства, технических характеристик и адресов производителей. Госзаказ на оборудование для Арктики будет исходить из этого каталога и размещаться на отечественных предприятиях.

В конце марта 2017 года с участием президента России Владимира Путина состоится форум «Арктика: территория диалога» и заседание госкомиссии по Арктике. Скорее всего, тогда же будут приняты важные решения в этой сфере и даны соответствующие поручения. Освоение Арктики из этапа подготовительных проработок уже выходит в практическое поле, требующее оперативности в принятии решений и определения четких целей и задач с назначением ответственными за их исполнение конкретных лиц, ведомств и организаций.

Виталий Чернов

http://portnews.ru/comments/2244/

One thought on “Северная консолидация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*