«Русские долго запрягают…» Быстро ли поедут?
Так уж сложилось, что большинство оптимистичных новостей прошлого года о возрождении судостроя России касались военного кораблестроения. Гражданский сектор отрасли сегодня имеет в общем объёме производства весьма скромную долю, что, собственно, подтверждают данные официальной статистики. Тем не менее после многих лет «ельцинского погрома» верфи начинают работать, и надеемся, что известное признание Отто Бисмарка – «Русские долго запрягают, но быстро едут» в отношении гражданского судостроения России скоро получит своё подтверждение.
Итак, 2017 год. Первенствует по количеству сданных заказчикам судов Онежский судостроительно-судоремонтный завод в Петрозаводске – шесть объектов. Это лоцманские катера проекта ST23WIN — «Сполохи», Bospor, «Евгений Васильев», «Капитан Черемных», Adis, а также наплавной мост
№ 301, изготовленный для жилого района Соломенное столицы Карелии. В перспективе у петрозаводчан немало работы: заключён контракт на строительство для архангельского Росморпорта самоходного землесоса по проекту TSDH-2000 голландской фирмы Damen и продолжится строительство серии из грунтоотвозных самоходных барж проекта HB 600 — «Трудовая» и «Сильная». Кроме того, в этом году завод планирует сдать заказчику ещё три лоцманских катера упомянутого проекта ST23WIN.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Верфи Северо-Запада обрастают заказами от рыбаков
Старейшина волжского судостроения – коллектив нижегородского завода «Красное Сормово» в прошлом году сдал шесть судов смешанного типа «река-море». Три из них проекта RST27 — Pioneer 2, «Волготранс-2701» и «Волготранс-2», плюс ещё три судна по модернизированному проекту RST27M для компании «БФ Танкер» — Baltflot 16, Baltflot 17, Baltflot 18 (по сравнению с базовым проектом, RST27М имеет усиленную морскую функцию). В первой половине этого года завод планирует сдать ещё два танкера-химовоза для этой же компании. У сормовичей есть ещё и контракт на строительство пяти сухогрузных судов проекта RSD59 для компании Polar Rise, а в 2019-м «Красное Сормово» завершит постройку пассажирского теплохода проекта PV-300 для российской компании «Водоход».
Известный массовой постройкой различных морских и рейдовых буксиров для ВМФ России судостроительный завод «Пелла» в Ленинградской области в 2017 году сдал только одно судно гражданскому заказчику – буксир Agar для эстонской фирмы. Но в гражданском секторе предприятие уже заложило на стапелях четыре рыболовных траулера проекта 03095 для компании «Мурмансельдь-2» и два траулера проекта 1701 по заказу компаний «Эридан» и «Стрелец». Первый свой траулер «Пелла» планирует сдать в 2019 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Судостроение и морская техника в России: некоторые важные результаты и показатели 2016 года
Невский судостроительно-судоремонтный завод в минувшем году передал заказчикам два сухогруза проекта RSD49: «Атамакен» для казахской фирмы KTZ Express и Pola Sevastian для фирмы Pola Rise.
Оба первоначально строились для Северо-Западного пароходства России в серии «Нева-Лидер», но затем пароходство от них отказалось. В настоящее время корабелы предприятия достраивают целую группу судов-спасателей проекта MPSV12: «Бахтемир», «Калас», «Бейсуг» и «Пильтун». Все они будут плавать под флагом Госморспасслужбы России.
Зеленодольский завод имени Горького, хорошо известный строительством сторожевиков, малых ракетных и противолодочных кораблей (в том числе и для зарубежного заказчика), в сентябре 2017 года отправил частным заказчикам из ОАЭ два скоростных судна проекта А145Е.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Судостроительная отрасль Дальнего Востока ждет тысячи специалистов
Астраханский завод «Лотос». Внимание к этому предприятию было приковано в связи с контрактом на постройку крупного пассажирского судна проекта PV300VD для Московского речного пароходства. К тому же в конце декабря ещё стало известно, что «Лотос» намеревается построить два… колёсных пассажирских теплохода для нижегородской компании «Гамма». Также астраханцы завершают строительство двух сухогрузов проекта RSD49 для компании «Аншип», а в ближайшем будущем возьмутся за пару танкеров-химовозов проекта 00216М.
Навашинский завод в прошлом году сдал три судна: танкеры проекта RST27 для компании «БФ Танкер» — Baltflot 14 и Baltflot 15, а также катамаран «Игорь Ильин» проекта SDS18 (для Госморспасслужбы). Причём катамаран навашинцев в прошлом году был признан лучшим инновационным решением в сфере транспортной техники России. В портфеле заказов Навашинского завода — контракт с компанией Polar Rise на строительство в 2018 году десяти несамоходных наливных барж, проект которых разработали специалисты Морского инженерного бюро, и шести траулеров-свежьевиков для мурманской компании «Рыбопромысловая фирма «Вариант».
Ярославский судостроительный завод в прошлом году закончил строительство трёх разъездных катеров по проекту «Агат Дизайн Бюро».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Северная консолидация
Рыбинская судоверфь с оригинальным для нашего времени названием «Верфь братьев Нобель» в основном занималась судоремонтом, но осенью 2017 года сдала в эксплуатацию ещё и две нефтеналивные баржи смешанного (река-море) плавания — МН-4001 и МН-4002, обе для Ленского объединённого речного пароходства. На этом заводчане не остановились, взявшись за восемь сухогрузов-зерновозов проекта RSD79 — для Волго-Донской судоходной компании. Это совместный проект концерна «Калашников», Верфи братьев Нобель и рыбинского судостроительного завода «Вымпел».
Самарский завод «Нефтефлот», ранее специализировавшийся на ремонте, в этом году впервые с 1896 года (!) построил и сдал заказчику танкер проекта RST11.
Балаковский завод в Саратовской области раньше специализировался на аварийном ремонте проходивших по Волге судов, а также на строительстве рейдовых катеров. А в прошлом году балаковцы взялись построить танкер проекта RSD60 «Единый» для судоходной компании «Вега». Взялись и построили, начав работы на ещё одном судне аналогичного проекта – «Могучий». Помимо этих заказов, предприятие выполняет работы на двух плавучих насосных станциях Минсельхоза России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Строительство ледоколов потребует кооперации бизнеса и государства
Не менее скромный, чем балаковский, Сосновский судостроительно-судоремонтный завод (Кировская область) в советское время практиковался на создании и ремонте малотоннажных судов, каких был способен ежегодно выпустить до 300 единиц. Потом были «ельцинские реформы», угробившие предприятие, и только недавно кировчане, похоже, стали на прочные рельсы заводского стапеля. В прошлом году они сдали Росморпорту лоцмейстерское судно проекта BLV04 «Виктор Кусков».
Наконец, помогают строить гражданские корабли России наши соседи финны. Так, их верфь Arctech Helsinki Shipyard в прошлом году завершила строительство судов-снабженцев проекта Aker ARC 121 для компании «Совкомфлот» — «Геннадий Невельской», «Степан Макаров» и «Фёдор Ушаков».
Олег Андреев
http://vdvsn.ru/novosti/korabelnaya_storona/russkie_dolgo_zapryagayut_bystro_li_poedut/