О реализации федерального проекта «Европа – Западный Китай», предусматривающего создание новой международной транспортной магистрали на территории России, способах развития придорожной инфраструктуры для заправки транспортных средств сжиженным и компримированным природным газом (СПГ и КПГ) шла речь на первом рабочем заседании временной комиссии Совета Федерации по осуществлению парламентского контроля за ходом реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Модернизация магистральной инфраструктуры в России — как оценить экономические эффекты
Как рассказал на заседании комиссии первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов, отсчет работы над этим проектом ведется с 2008 года, когда президенты России и Казахстана подписали меморандум о сотрудничестве и развитии автодорог, связывающих Европу и Западный Китай. Определенный импульс проект получил в сентябре 2014 года, когда было подписано соглашение между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Тогда был предложен первый вариант трассировки маршрута. В том же году проект был включен в программу деятельности Госкомпании «Автодор» на долгосрочный период, утвержденную распоряжением Правительства РФ.
Новая трассировка российской части международного транспортного маршрута (МТМ) «Европа – Западный Китай», предложенная Минтрансом России, была утверждена в августе 2018 года протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства РФ. В настоящее время утвержден необходимый комплект документов, федеральным бюджетом предусмотрены лимиты финансирования этого проекта, включенного в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. 29 января текущего года протоколом совещания рабочей группы правительственной комиссии федеральный проект полностью сформирован, а 19 марта принят план–график его реализации, сообщил Иннокентий Алафинов.
Россияне смогут напрямую рассказать Минтрансу о плохих дорогах
Итак, трассировка российской части МТМ включает скоростную автодорогу М–11 Санкт–Петербург – Москва, строительство которой будет завершено в 2019 году. Далее маршрут пройдет по участку ЦКАДа в Московской области (пусковой комплекс № 3). От столицы маршрут пойдет на восток по планируемой к строительству скоростной автодороге Москва – Нижний Новгород – Казань до ее пересечения с федеральной трассой А–151 Цивильск – Ульяновск в районе поселка Канаш. Затем по ней до Самары. В планах Росавтодора – приведение дороги А–151 в нормативное состояние.
Следующий объект на маршруте – строительство обхода Тольятти с возведением мостового перехода через Волгу. Кстати, Самарско–Тольяттинская агломерация – единственная в этом регионе, не имеющая моста через реку. До сих пор весь транзитный транспортный поток трассы М–5 «Урал» следует по плотине Жигулевской ГЭС. Строительство этого объекта – региональный концессионный проект, получивший одобрение трехсторонней комиссии. Доля госфинансирования – 60%, остальное – частные инвестиции. Начало реализации проекта – в этом году.
За обходом Тольятти трансконтинентальный маршрут проляжет по федеральной дороге М–5 «Урал» и региональной трассе Р–224 (подъезд к Оренбургу). И, наконец, заключительный участок МТМ пройдет по федеральной автодороге Р–239 Оренбург – Акбулак – граница с Казахстаном (Сагарчин), которая будет капитально отремонтирована.
Перспективы использования канатного транспорта в России
Окончательная трассировка МТМ «Европа – Западный Китай» была согласована со всеми регионами прохождения маршрута. Выбранный вариант был проработан со специалистами Высшей школы экономики и Аналитического центра при Правительстве РФ, подчеркнул Иннокентий Алафинов. Предпочтение этому варианту было отдано потому, что он способен обеспечить максимальный мультипликативный эффект в экономике страны.
Строительство основного хода МТМ будет вестись на принципах ГЧП. В целом объем госбюджетных ассигнований составит около 63% и примерно 37% – частные инвестиции, пояснил Иннокентий Алафинов. Планируемый заказчик указанных работ – Госкомпания «Автодор», которая в этом году полностью завершит строительство трассы М–11, в следующем – планирует ввести три участка ЦКАДа, а в 2021–м еще один. Таким образом, в ближайшие годы в отрасли высвободятся значительные строительные мощности и ресурсы, обладающие компетенциями. И реализация нового масштабного проекта («Европа – Западный Китай») позволит не только сохранить производственные возможности по развитию инфраструктуры, но и приумножить этот опыт.
По оценкам экспертов, проект создания транспортного коридора способен обеспечить за 30 лет общий интегральный эффект в размере 2,5 трлн руб. Удельный прирост ВВП на 1 рубль вложенных инвестиций составит 2 руб. 43 коп. Прямые поступления налогов и сборов в бюджет приблизятся к 600 млрд руб.
Скоростным железным дорогам в России мешают старые рельсы
Непосредственно в зоне тяготения транспортного маршрута проживают 50 млн человек. Как подсчитали специалисты, на протяжении российской части МТМ сосредоточено 70% предприятий отечественной автомобильной промышленности, 50% аэрокосмической отрасли и оборонки, 40% предприятий металлургии и 30% мощностей машино– и приборостроения.
Ожидается, что трасса поможет создать 40–50 тыс. новых рабочих мест. И еще: проведенные исследования показывают, что к 2025 году сама трансконтинентальная магистраль привлечет внутренние грузопотоки объемом до 70 млн тонн. Именно на них в первую очередь рассчитана финансовая модель проекта.
Председатель временной комиссии Совета Федерации – заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Александр Бабаков дал высокую оценку выступлению первого заместителя министра транспорта РФ. Он отметил, что работа над проектом ведется не только с учетом технологических факторов, учтены и ожидаемые социально–экономические эффекты от строительства международной магистрали.
Трубопроводный транспорт выигрывает конкуренцию у железнодорожного
О развитии придорожной инфраструктуры, в том числе вдоль МТМ «Европа – Западный Китай», для заправки транспортных средств СПГ и КПГ рассказал заместитель председателя правления Госкомпании «Автодор» Георгий Чичерин. По его словам, в компанию в последние годы поступает много обращений от перевозчиков по развитию сети автозаправочных станций газомоторного топлива на федеральных дорогах для удешевления перевозки грузов и пассажиров. Следуя запросам пользователей, специалисты ГК «Автодор» работают в этом направлении. Результатом активного взаимодействия с Росавтодором, Минтрансом России и Минэнерго стала совместно разработанная и представленная на согласование схема размещения АЗС сжиженного и компримированного природного газа вдоль федеральных трасс. А в последнее время вместе с ПАО «Газпром» проработан вопрос одновременного развития как сети многотопливных АЗС, так и производственной инфраструктуры, которая будет снабжать их горючим.
В настоящий момент проработано размещение 14 объектов производственной инфраструктуры в европейской части страны, 8 из которых будут обеспечивать МФЗ в зоне, прилегающей к МТМ «Европа – Западный Китай». Решая вопросы размещения объектов производственной инфраструктуры вблизи федеральных трасс, специалисты тем самым дают возможность регионам в дальнейшем развивать свою сеть газозаправочных станций, подчеркнул Георгий Чичерин. ГК «Автодор» проработала концепцию создания специальной проектной компании, которой будет поручено параллельно с развитием дороги обеспечивать обустройство дорожно–транспортной инфраструктуры – сети автозаправочных станций.
Сергей ОЗУН
http://transportrussia.ru/item/4912-marshrut-prityazheniya.html