Владимир Путин поручил правительству начать подготовку к поэтапному допуску на дороги беспилотных автомобилей без сопровождения инженера-испытателя. Подробный перечень мероприятий по тестированию автономных транспортных средств должен быть разработан до 31 мая нынешнего года. А через несколько лет они вполне могут стать полноправными участниками движения.
По мнению экспертов, Россия в этой сфере способна превратиться в передовую державу. Ведь все необходимые для этого технологии у нас имеются или могут быть заимствованы у партнёров. Например, БЕЛАЗ недавно провёл презентацию работы беспилотных карьерных самосвалов в разрезе «Черногорский», который находится в Хакассии. 130-тонные машины с интеллектуальной системой управления перевозят там вскрышную породу, причём пробег каждой из них составил уже более пяти тысяч километров. Параллельно Сбербанк и Cognitive Technologies объявили о намерении создать «начинку» (датасет) для автономных зерноуборочных комбайнов. Разработчики пообещали собрать всю необходимую информацию в полях за этот сезон и в следующем году приступить к роботизации отечественного сельского хозяйства.
Как скоро исчезнет профессия водителя? Где беспилотники станут обыденностью раньше: на горнодобывающих предприятиях, автомобильных дорогах общего пользования или в аграрном производстве? И как сильно Россия отстала в части автоматизации средств передвижения от западных стран? Ведь в той же Австралии грузовики без водителей за рулём уже двенадцать лет вывозят железную руду с карьеров на северо-западе страны. Причём, их число постоянно растёт.
Если обратиться к истории, то первый беспилотный самосвал был представлен в 1996 году американской корпорацией Caterpillar. Вполне логично, что «Форпост» адресовал вышеперечисленные вопросы генеральному директору компании «Катерпиллар Евразия» Владиславу Демиденко.
— Наиболее продвинутой страной в части внедрения беспилотных грузовиков является Австралия. Как много там ездит ваших машин, за рулём которых не сидит человек?
— Действительно, в Австралии есть несколько объектов, где ездят беспилотники Caterpillar. Всего — более трёхсот машин, эксплуатация которых полностью автономна. Подавляющее большинство – это самосвалы, но есть также бульдозеры и другая техника. Ежедневно они покрывают расстояние, эквивалентное двум экваторам Земли.
Здесь, правда, следует понимать разницу между двумя типами управления. Первый, когда машина полностью автономна, и это наиболее сложный вариант. Здесь речь идёт о повторяющихся процессах, которые требуют вмешательства человека крайне редко, лишь в случае каких-то непредвиденных ситуаций. В обычном же режиме весь цикл регулируется компьютерной программой.
Альтернатива – это дистанционное управление, когда оператор сидит не в кабине, а в офисе. У этого типа пилотирования большое будущее, когда речь идёт о работе, связанной с риском для жизни и здоровья человека. Например, в шахте, в условиях сильной загазованности или при расчистке площадок, загрязнённых опасными веществами. При этом оператор может удалённо манипулировать двумя, тремя или четырьмя машинами одновременно. За счёт этого также достигается эффективность.
— В открытом доступе можно почерпнуть данные о том, что производительность беспилотников примерно на 20% выше, чем у техники, за рулём которой сидит человек. Эффективность – это основная причина, по которой компании роботизируют свой автопарк?
— Нет, в первую очередь, речь идёт о безопасности. Дело в том, что ежегодно в нашей индустрии (в шахтах и на карьерах – ред.) по всему миру гибнет несколько тысяч человек. Конечно, руководство профильных компаний, инвесторы крайне заинтересованы в том, чтобы сократить число смертей и травм. И это первая причина для автономии.
Вторая, да – это производительность. Представьте себе: вы берёте своего самого лучшего водителя и сажаете его на все самосвалы. И он ездит на них по 24 часа в сутки, без усталости и потери концентрации. Это приводит к отсутствию аварийности, оптимизации скорости, повышению сроков эксплуатации техники, снижению числа поломок. То есть увеличивается эффективность логистики и, как следствие, всего горнорудного предприятия.
— Когда в России могут быть массово внедрены подобные системы? Сейчас, например, «ФосАгро» реализовала на Кировском руднике проект беспилотных буровых в шахте. Там один оператор управляет сразу шестью установками. Компания собирается вскоре закупить для работы на Восточном руднике беспилотные карьерные самосвалы. Насколько это реально? И как скоро мы будем жить в мире, где автономный транспорт станет обыденностью?
— Мы сейчас занимаемся сертификацией таких систем в России. Они делятся на различные уровни в зависимости от потребности предприятия. Системы, которые способны различать объекты, доступны прямо сейчас. Системы, которые позволяют автомобилю двигаться абсолютно автономно, по моему мнению, будут готовы к коммерческой эксплуатации в России через полтора-два года.
— Речь идёт о перевозке руды, добытой в карьерах?
Да, о карьерах. Назвать сроки появления беспилотных машин на дорогах мне тяжелее. Но те цифры, которыми оперируют в индустрии – это 2025-й или 2030 год.
https://forpost-sz.ru/a/2020-04-27/ehkspert-nazval-sroki-nachala-kommercheskoj-ehkspluatacii-v-rossii-bespilotnykh