Создание в России новых авиационных двигателей на замену зарубежным – часть плана Минобороны при Шойгу на уход от зависимости и конверсию. Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил авиаэксперт Дмитрий Адамидов.
«До сегодняшнего дня Россия не умела делать гражданские двигатели для легкомоторной авиации – это данность, от которой не уйти. Возможности для этого есть, однако предлагаемые прототипы были не экономичными, а значит, не устраивали заказчика. Но если страна хочет серьезно развивать линейку продукции для гражданской авиации, без собственных двигателей обойтись не удастся. Вполне логично, что в этой работе приняло участие военное ведомство – «оборонка» тоже нуждается в такой продукции.
Специфика военной техники в том, что там не учитывают экономичность двигателя и расход топлива – мотор должен быть достаточно эффективным, чтобы машина справилась с поставленными задачами. В данном случае целью поставили срастить передовые наработки гражданской и военной продукции. И если испытания окажутся успешными, это сулит большие перспективы и военному, и гражданскому авиационному флоту России», — отмечает специалист.
Ведущий конструктор проекта по разработке малоразмерного турбовального двигателя (ТВД) ВК-800 Виталий Логинов рассказал, что агрегат пройдет стендовые испытания уже в 2019 году. А в 2020-м планируется сертифицировать летательный аппарат с этим двигателем. В ближайшее время двигатель самолетного типа будет собран «в железе» для проведения сертификационных испытаний. ВК-800 станет турбовальным двигателем, на основе которого будут созданы силовые установки для самолётов лёгкого класса и вертолётов грузоподъёмностью 1-1,5 т. Пока страна такие агрегаты лишь импортирует.
«Пока говорить об успешности проделанной работы – все покажут испытания. В целом, однако, уже понятно, что предпринята попытка перевода военных мощностей на производство продукции двойного и гражданского назначения. Как правило, многие программы конверсии во всем мире терпели неудачу – в США, Европе десятилетиями не могут добиться перевода военных заводов на выпуск «мирных» товаров. Вероятно, Минобороны РФ ищет собственный путь для решения этой задачи.
Ведь вертолет может быть не только боевым, но и транспортным, спасательным, туристическим, выполнять другие задачи. Винтокрылые машины нужны везде – от жарких пустынь до зон вечной мерзлоты. И если отечественные двигатели признают эффективными, надежными и экономичными, их экспорт во многие страны мира выглядит перспективным. Однако для этого нашим инженерам и подчиненным Шойгу придется доказать отличные характеристики новых агрегатов в деле», — подчеркивает эксперт.
Экспорт и замещение
ВК-800 разрабатывается на Уральском заводе гражданской авиации ( Екатеринбург) и в «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург). В 2018 году прошли испытания первые опытные двигатели, на них отработано более 60 успешных запусков. Для проведения лётных испытаний в составе самолёта выделено две машины региональной авиации, один из них переоборудуется в летающую лабораторию.
Среди машин, которые получат отечественные двигатели, многоцелевые вертолеты «Ансат», Ка-226, Ка-126 (Ка-128) и Ми-54. Также ими оснастят многоцелевой самолёт L-410UPV-E20, производство которого с 2016 года локализовано на Уральском заводе гражданской авиации. Сейчас на «Ансате» установлен американский агрегат РW-207K, а Ка-226 летают на моторах Rolls-Royce (Великобритания) и Safran Helicopter Engines (Франция).
«Сейчас все дело за испытаниями – чем успешнее они пройдут, тем быстрее российская авиация получит собственные двигатели. И это станет для нее весомым финансовым плюсом. Здесь уже включаются основы маркетинга, ведь в серийное производство могут пойти только удачные и перспективные образцы. Основы экономики же гласят: чем количественно выше производство, тем товар обходится в изготовлении дешевле. Потому России ждет именно серийного выпуска.
Три произведенных для испытаний двигателя обойдутся крайне дорого, в итоге военные, а также потенциальные гражданские заказчики убедятся в высоком качестве продукта. Дальше нужно будет разворачивать новую производственную линию, чтобы производить двигатели уже сотнями. Шойгу просчитал верно, поставив на слияние военных и «мирных» наработок – если техническое решение удачное, то оно будет востребовано и в оборонной, и в гражданской сферах», — заключает Дмитрий Адамидов.